Ковер на стене, как и хрусталь в серванте, — один из атрибутов советского времени


Восточный ковер с ярким узором на стене – мечта каждого советского человека. Стояли по ночам в очередях, искали их по связям или покупали у спекулянтов за баснословные деньги. Миллионы детей засыпали, глядя на замысловатые завитки на стенах и сочиняя волшебные истории. Если купить полноценный шерстяной ковер не удавалось, на стену вешали более доступные и демократичные гобелены с оленями и сельскими пейзажами (их до сих пор можно встретить на старых дачах).


В постсоветское время ковер на стене считался признаком мещанства и безвкусицы. Но в последние годы из-за моды на модерн им вернули утраченный статус главного украшения помещения. Это уже не «реликвия из прошлого», не «бабушкин хлам» и не «пылесборник», а модный, аутентичный аксессуар, позволяющий интегрировать прошлое семьи в современный интерьер, вспомнить наши традиции и передать их к вашим детям.


Проект студии YUN Architecture.

ОТКУДА ПОШЛА МОДА НА КОВРЫ НА СТЕНАХ?

На самом деле эта традиция уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царской России в богатых домах было принято вешать на стену восточный ковер как дань моде на все турецкое. Поверх ковров висело оружие: охотничьи ружья, пистолеты или скрещенные янычарские сабли. Многие русские офицеры служили на Кавказе, где издавна было принято украшать стены дома коврами, и привезли этот обычай оттуда. Другая традиция – европейская, где стены издавна украшались гобеленами. Первые западные ковры появились в России в XVI–XVII веках, а уже в 1716–1717 годах. В Петербурге по указу Петра I была основана первая в России шпалерная фабрика и началось производство собственных шпалер. Одно из самых ранних произведений было создано в 1719–1722 годах в честь годовщины победы русских войск под Полтавой. В 19 веке ни один дворцовый интерьер невозможно было представить без роскошных ковров.


Один из залов дворца графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково.


Галерея в Эрмитаже.

ЗАЧЕМ В СССР ВЕШАЛИ КОВЕР НА СТЕНУ?

Показатель статуса

В советские времена ковер считался показателем благополучия и достатка семьи, поэтому заполучить этот символ роскоши мечтал каждый. При средней зарплате в 100 рублей хороший ковер стоил около полутора тысяч, так что удовольствие стоило дорого, деньги на него копили годами. Ковры дарили на большие праздники – свадьбы, юбилеи – а затем передавались как полноценная семейная реликвия. Это были высококачественные изделия из натуральной шерсти, которые вешались на почетном месте на стену, тщательно предохранялись от моли, регулярно вытряхивались от пыли (по сей день во дворах пятиэтажек установлены специальные железные конструкции) сохранились, на которые вешали ковер, а затем аккуратно выворачивали), а зимой выносили во двор и расчищали от снега.

Для дополнительного тепла

Часто одеяло вешали у изголовья кровати. Это делалось не только для красоты, но и для тепла, ведь холодные стены и сквозняки были постоянными спутниками всех, кто жил в советских квартирах. О привычных нам стеклопакетах в то время мы даже не слышали, а в обычных деревянных окнах были щели, через которые поступал мощный удар. Поэтому люди изолировались, как могли. Перед зимним сезоном щели заделали старыми газетами, полосками поролона, ватой и шпаклевкой. Так что ковры на стене и ковры на полу выполняли вполне функциональную роль.

Для дополнительной звукоизоляции

В советских многоквартирных домах была беда, с которой сталкивался каждый – «картонные» стены и ужасная слышимость. Если где-то плакал ребенок, кто-то из соседей ссорился или играл на пианино, об этом сразу знал весь дом (поэтому многие боялись говорить вслух о «расстраивающих» вещах даже дома). Сейчас мы решаем эту проблему с помощью звукопоглощающих материалов и акустических панелей, а в советское время их роль играло толстое шерстяное одеяло, которое помогало заглушить лишний шум.

Чтобы спрятать грязные обои

Во времена тотального дефицита было трудно достать не только ковры, но и большинство товаров, начиная от продуктов питания и одежды и заканчивая отделочными материалами.

Обратите внимание: Барельеф на стене - современный вид декора помещения.

Вот и гонялись за красивыми обоями так же, как гонялись за импортными ботинками. Часто купленных с трудом катков не хватало для полноценного ремонта, или владельцы сознательно решали сэкономить, а не тратить деньги зря. И поэтому новые обои зачастую клеили не на всю стену, а только там, где ее было видно: крупные предметы мебели не отодвигали от стены, клеили прямо по периметру, а царапины и старые выцветшие или засаленные обои просто заклеивали с красивым ковром – все равно никто не узнает, что происходит под ним.

Чтобы скрыть неровные стены

Ковры и гобелены украшали стены не только городских квартир, но и деревенских домов. Там такое решение помогло скрыть неровности стен, которые традиционно обмазывали глиной, а затем белили мелом. За ярким декором не было видно недостатков и шероховатостей, а помещение выглядело элегантно и уютно.


Квартира в Москве. Проект Алены Сковородниковой.

Кстати, восточная традиция украшать ковер трофеями тоже сохранилась, но не в буквальном виде. В советское время многие вывешивали свои награды – медали и грамоты – на ковер, так как это было самое видное и почетное место в доме.


Кадр из фильма «Любовь и голуби». Квартира Раисы Захаровны. Если присмотреться, то можно увидеть на стене алое знамя и два скрещенных квадрата. На самом деле внимательный зритель заметит, что это перевернутый ковер.

ВИНТАЖНЫЙ КОВЕР В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Сегодня мода на винтажные ковры, в том числе и на стены, вернулась. Отличное решение – повесить в спальне над изголовьем кровати килим или другой яркий коврик с этническими узорами, создав таким образом акцентную стену и уют в комнате. Не менее актуально такие коврики будут смотреться в гостиной, особенно в сочетании с современной дизайнерской мебелью или модной нынче мебелью середины века. Только не переусердствуйте с винтажем: иначе есть опасность, что ваш интерьер будет выглядеть не постмодернистской игрой с советской классикой, а на самом деле настоящим «совком».


Квартира в Москве. Проект Петра Григораша и Дарьи Блаженковой.


Гостевой дом недалеко от Бейрута. Проект Сары Трэд.


Дом в Суздале. Проект бюро Форм. Изголовье кровати – винтажный ковер.


ВАМ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ:

1 из 8

Ковер в винтажном стиле из хлопка Lexy, La Redoute

Узнать цену Реклама www.laredoute.ru

2 из 8

Ковер из джута и хлопка Sliha, La Redoute

Узнать цену Реклама www.laredoute.ru

3 из 8

Коврик «Ява», CTIM

Узнать цену

Размер: 70х110 см

Реклама www.lamoda.ru

4 из 8

Коврик Melle

Узнать цену

Размер: 80х128 см

Реклама www.lamoda.ru

5 из 8

Коврик «Килим», CTIM

Узнать цену

Размер: 90х60 см

Реклама www.lamoda.ru

6 из 8

Коврик «Арт 3», CTIM

Узнать цену

Размер: 160x75 см

Реклама www.lamoda.ru

7 из 8

Коврик «Розетта Дижитал», CTIM

Узнать цену

Размер: 80х120 см

Реклама www.lamoda.ru

8 из 8

Коврик Арт 3», CTIM

Узнать цену

Размер: 120х75 см

Реклама www.lamoda.ru

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: Ковер на стене, как и хрусталь в серванте, — один из атрибутов советского времени.