“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Содержание

Яркий минимализм – новое слово для московского ресторанного бизнеса. Жизнерадостный  интерьер для новой концепции израильской кухни "Абу Гош", который создала Шушана Хачатрян, вошел во все топы самых интересных решений на ресторанной карте столицы. Помещение в историческом центре города бросило архитектору непростой вызов – разместить на крошечной площади открытую кухню, посадочные места и уборную.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Интерьер строится на ярких акцентах: броские надписи на иврите, синие батареи, розовые стулья, плитка с активным узором, разноцветные винтажные лампы, желтая раковина

Однако одной столицы, Шушане показалось мало, ее проекты уже можно увидеть в Махачкале, Владивостоке, Йошкар-Оле, а еще в Грузии, Армении и Латвии. Шушана экспериментирует с формой и материалом  и, помимо дизайна общественных пространств, которыми занимается ее студия, мечтает создать общественный центр для...животных!

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Главным источником вдохновения для команды стала текстура хлеба: поджаристая рельефная корочка и молочно-белый цвет мякиша

С читателями DG-Home.ru Наталья поделилась мыслями о том, чего не хватает интерьерам столичных ресторанов, рассказала о последних трендах в оформлении общественных пространств и объяснила, почему ни за что не возьмется за проекты квартир или загородных домов.

Шушана, жители столицы знают Вашу студию, прежде всего, благодаря сочным краскам израильской хумусии “Абу Гош”. На 22 квадратных метрах Вы смогли не просто передать настроение Тель-Авива, но и разместить открытую кухню, стол на 6 человек, места с подушками у окон, и даже фонтан! Расскажите,как Вам это удалось?

На самом деле, вообще по опыту я поняла, что чем меньше объект, тем он сложнее. То есть, как бы 700 квадратных метров делать намного быстрее, чем 22, как в этом случае. От начала проектирования до запуска прошло целых 8 месяцев! Но в целом нас спасло, что в помещении были высокие окна. Причем сразу пришла идея обустроить там посадочные места, всего их там около двадцати. 5 метров ушло на кухню.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

В «Абу Гош» все строится на ярких деталях, начиная с посуды и заканчивая желтыми вазочками из фибробетона на столах

На самом деле, заказчик пришел к нам с подробным ТЗ. Он показывал картинки типичной израильской барахолки, эдакое нагромождение самых разных предметов. Он хотел, чтобы вся мебель была разная, много разных светильников и все стены были увешаны декором. Мы сделали первый вариант, отправили ему референс, но он ему вообще не понравился. Тогда я сказала ему: “Все, больше я тебя не слушаюсь. Сама все сделаю и тебе покажу как я это вижу”. И мы решили сделать все стены белые, чтобы расширить пространство и чтобы было очень много света. И поработали со световыми акцентами. Узор добавили только на полу и на кухне. От винтажных акцентов мы не отказались, но использовали их очень аккуратно - только в освещении. Дольше всего искали фонтан, он чугунный. Его откуда-то везли несколько месяцев, устанавливали. И в целом,  это была идея заказчика – чтобы любой прохожий мог зайти и налить себе или своей собаке воды. У него, кстати, все заведения dog friendly. И в целом каждый гость может себе наливать воду сколько угодно. Отличная “точка контакта” и развлекательный элемент для гостей, как мне кажется.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Обычно израильские кафе наполнены мелочами, но в данном случае решили отдать предпочтение функциональности

Хумусия располагается в переулке Сивцев вражек, историческом центре города. Здесь впервые читал свои стихи молодой Есенин, и сегодня здание внесено в число памятников архитектурного наследия. А это значит, что очень многие работы приходилось согласовывать. Как это отразилось на реализации проекта?

В целом, не сильно. Фасад мы оставили таким, какой он был, только все перекрасили. Все молдинги были потрескавшиеся, цвет пропал. Вдобавок, кровля была вся в воде и с плесенью. Строители все это вычищали и обновляли вентиляцию, сушили помещение. Из-за плохой вентиляции, внутри кирпичные стены были все в зеленой плесени, так что эта проблема была одной из основных. А вот все архитектурные детали мы бережно сохранили, лишь покрасив и обновив, там, где это требовалось.

Местные жители, конечно, сначала не очень хорошо это все восприняли. Потому что, всегда все думают, что если рядом с домом открывается ресторан, то там все будут выпивать и шуметь до утра. Но этот заказчик, наоборот, выступает за здоровый образ жизни, в меню “Абу Гош” нет ни алкоголя, ни сахара. Сейчас он уже познакомился со всеми соседями, и никаких конфликтов нет.

В этом проекте Вы продумали каждую мелочь: большинство предметов интерьера и посуду делали на заказ и собирали из разных уголков России и мира — туалетное зеркало везли из Калининграда, стулья из Петербурга, столы из Липецка. Как Вы выбираете подрядчиков? И где вы ищите молодые таланты?

У нас в студии есть менеджер по комплектации, которые этим занимаются. В его задачу и входит постоянный поиск чего-то нового, мониторинг рынка. Нам много пишут, присылают ссылки на свои товары, и в инстаграмме, и на почте. Мы это тоже все смотрим. Иногда в такой рассылке попадаются очень интересные предметы. Например, мы одними из первых стали работать с петербургской компанией “Delo”, а сейчас они уже очень популярны.Но в целом,за время нашей работы у нас уже накопилось немало проверенных поставщиков, с которыми мы давно работаем.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Стол из засушенных растений и эпоксидной смолы больше похож на предмет искусства, нежели на привычную мебель в кафе

Еще один нашумевший ваш проект - кафе-пекарня “Мука и фартук” в Йошкар-Оле. Концепции присвоили слоган ‒ «Счастливые истории о хлебе». Какими приемами вам удалось рассказать эти истории в интерьере?

С этой заказчицей мы уже были знакомы, это второй наш совместный проект. В разработках фирменного стиля пекарни были какие-то наработки о текстурах крема, и почему-то сразу мне пришло в голову, что можно как раз взять их за основную тему. Не хотелось сделать какую-то стандартную пекарню. Ведь их очень-очень много.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Слоган заведения: «Счастливые истории о хлебе»

Нам очень нравился этот вариант: просто цвет, в разных оттенках: и темных, и светлых. Начали с теплых цветов. Вообще, у нас так часто бывает: найдем какую-то картинку, текстуру или вид, и у нас сразу начинается развиваться концепция, которая нам нравится. И с этой точки мы ее начинаем развивать.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Большая часть предметов интерьера была разработана студией специально для «Муки и Фартука»

Вот так мы вместе пришли к идее о текстуре хлеба. Мы ее подхватили, заказчица начала брендирование. Было несколько вариантов. И среди них одна картинка: текстура гор и текстура хлеба, и в какой-то момент невозможно отличить этот хлеб от тех гор. Вот оттуда и начали. Сейчас мы снова работаем с той заказчицей, но уже по-другому: мы сначала сделали весь дизайн, и после этого она сделала под него фирменный стиль. Так что этот процесс каждый раз протекает по-разному.

Вы давно работаете над ресторанными проектами. Изменились ли в последнее время предпочтения заказчиков? И чем сейчас можно удивить и привлечь посетителей? 

Ой, это хороший вопрос. Я сегодня шла и думала по поводу Москвы. Мне кажется, у нас сейчас будет очень завышено количество предложений по ресторанам. Потому что перед пандемией было очень много проектов, потом их все заморозили. Потом все начали масштабно и массово открываться, а сейчас, наверное, опять будет спад. В целом в Москве все стало какое-то немножко одинаковое.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Форма спинки дивана навеяна формой печенья савоярди, которое используется для приготовления тирамису

Сейчас тренд - это светлые проекты. Белый. Много дерева, чтобы было уютно. Очень точечный, драматичный свет.  Небольшой арт-объект. Вообщем что-то очень нежное, аккуратное. Белое, бежевое. Как-то даже скучно очень. Мне кажется, мои заказчики просто очень смелые, не боятся цвета. А в основном, все боятся, конечно.

То есть уже темные заведения не делают. Выглядит основная масса новых столичных ресторанных проектов: “AVA” ,“Хорошая девочка”, “Loro” - они все какие-то одинаковые. Не знаю, что будет дальше.

Все чаще во многих новых заведениях появляются так называемые “eye-stopper” - инстаграмные локации, которые служат точкой притяжения. Планируете ли вы использовать такой прием в своих проектах?

Я вообще не очень хорошо фотографирую (смеется). Мне кажется, когда ты пытаешься прям думать и проектировать специально для этого, возможно из этого ничего не выйдет. Скорее просто надо делать классный интерьер с прикольными деталями. И тогда гости сами найдут, что и как им надо, где сфотографироваться.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

В фонтане можно бесплатно набрать воду в бутылку или стакан — из крана льется вода, прошедшая очистку

После пандемии в оформлении общественных пространств появился новый глобальный тренд -  который можно назвать future-optimism. Обывателю хочется попасть в атмосферу беззаботности,и дизайн помещения должен эту потребность закрывать: светом, цветом, визуальными образами, юмористической концепцией Как Вы относитесь к этому тренду? И часто ли следуете ему в своих проектах?

“Абу Гош” был самым смелым нашим проектом.

Обратите внимание: Коптильня горячего копчения своими руками: простой способ сборки подробно, с фото.

Сначала никто не соглашался на все цветное. Потому что всем кажется, что это не уютно, но потом выходит наоборот. Не знаю, как это происходит. Но вообще, я стараюсь не придерживаться трендов. Мне кажется, это очень страшно. Потому что если ты сделал проект под тренд, а потом он изменился, то ты уже не в моде. Надо делать проекты исходя просто из идеи и истории. У нас же многие следят за трендами и несколько заведений получаются одинаковыми. Иногда, если этот проект длится очень долго, то потом выходит, что пока ты его открыл - это уже не модно.

Поэтому мы стараемся делать индивидуальные, ни на кого не похожие проекты, уделяем много времени общению с заказчиком. И чтобы этот человек мог мало, где такое увидеть. К тому же мы много работаем с отелями, а такие проекты длятся в лучшем случае 3 года. Например, сейчас мы работаем над проектом, который начали в 2019, а он должен запуститься в 2022. И я очень переживала, чтобы он не был уже устаревшим к моменту открытия. Поэтому, чтобы такой проблемы не было, мы стараемся делать проекты вне времени.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

«Абу Гош» напоминает современные кафе в Тель-Авиве

В вашем портфолио есть и максимально минималистичный проект ‒ косметологическая клиника в Москве. Это было пожелание заказчика? Или ваше предложение?

 У заказчика было только одно пожелание. Она любит серый цвет и “чтобы ее ничего не бесило”. Исходя из вот этих 2 пунктов, мы ей предложили такой вариант. Это тоже очень сложный проект, ведь чем минималистичнее дизайн, тем квалифицированней должны быть строители. Потому что в таких интерьерах начинаешь обращать внимание на разные детали, стыки, важно, чтобы вся плитка лежала ровно. Еще мы туда поставили надувные кресла из Парижа. Гостям они очень нравились.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Интерьер основан на простых геометрических формах: графический черный свет, прямые шкафы и ресепшн, удобная навигация

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

При работе над проектом клиники необходимо было соблюсти все нормы и стандарты, чтобы получить специализированный сертификат

Расскажите, с чего вы начинаете работу над проектом? 

Сначала мы придумываем планировку.Размышляем, как гость должен себя вести. Куда ему надо идти? Где он будет делать заказ? Как построена кухня? Какое меню? В целом обсуждаем общую концепцию, какую-то историю. После этого делаем планировку, вносим корректировки, согласовываем. После этого я делаю скетч. Как? Сложно объяснить. Просто поняв настроению и историю пространства, начинаю рисовать, и как-то все само рождается. При этом когда рисуем,мы уже примерно знаем, где, что, откуда надо брать, что будем делать. И после того, как заказчик согласует, мы можем передать дело рабочим. То есть мы реализуем проект на 99% из того, что нарисовали. Не бывает такого, чтобы мы начинали рисовать, а потом сели думать откуда мы это все найдем. Потому что так ничего не выйдет - потом заказчик спросит: “Я же это согласовал, почему вышло по другому?”.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Вот так выглядит процесс подбора материалов и текстур для хумусии «Абу Гош»

А как подбираете концепцию? Например, как вы придумали решение для кулинарии SAMBERY? Место - далеко от центра города, владельцы - новички в ресторанном деле…

С этими клиентами меня познакомила знакомая – управляющая в одном из столичных ресторанов.  Они к ней часто ходили, а потом решили открыть свой проект. В этом районе Москвы очень много офисов и жилых зданий, а поесть негде. Изучив целевую аудиторию, мы поняли, что там живет много мам с детьми. В итоге мы решили сделать проект простым, вкусным, удобным и понятным. Один из залов поделили пополам, чтобы в одной части мамы с детьми могли проводить какие-то семейные праздники или мастер-классы на выходных.

К сожалению, из-за того, что ребятам не хватило опыта, кулинария уже не работает. Очень жаль. Но этот проект показал мне, что всегда надо стараться работать с профессионалами.Ведь в этой цепочке много участников: заказчик, дизайнер, повар. У всех должны гореть глаза и все должны знать чего они хотят. И как это должно выглядеть в конце. 

Ты можешь сделать классный интерьер, твой проект опубликуют многие издания. Но если у заказчика есть проблема с поваром, персоналом или, например, маркетингом, проект может быстро закрыться.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Пекарню расположили у входа в зал, отгородив конструкцией из прозрачного и матового стекла, — так гости могут наблюдать за процессом приготовления выпечки

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Интерьер строится вокруг теплой текстуры фанеры и ярких цветных деталей

Чем отличается работа дизайнера при оформлении частных квартир или домов и общественных пространств? И почему вы предпочитаете работать именно с ними?

Я вообще не умею делать квартиры и дома. Просто мне кажется, это другая сфера работы. К нам иногда обращаются владельцы квартир или загородных домов, но 

мы всегда отказываемся. Потому что ты делаешь проект под определенного человека или семью. Получается тебя ставят в какие-то жёсткие рамки. Странно вносить что-то свое в дом, в котором ты не будешь жить. Даже по эргономике, по условиям, я знаю, что проектировать кухню нужно исходя из роста владельца квартиры. Если они там очень высокие, 180 или под 2 метра, то там уже другие высоты. Чисто индивидуальный подход. Мне вот это не нравится . В общественном пространстве ты уже думаешь более глобально о каких-то группах людей.Они бывают разными. Поэтому такая работа мне больше по душе. Я вообще пытаюсь не распыляться. Потому что лучше делать одно хорошо, чем много и сделать что-то не так. Портить мнение о себе.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

В этом проекте большое разнообразие поверхностей — фактурная плитка, гладкий мрамор, холодный металл и многочисленные лампы

Над какими проектами Вы работаете сейчас?

Вообще у нас очень много проектов. Мы делаем около 15-20 параллельно.

Сейчас делаем маленький бутик-отель в Тбилиси, в  старинном четырехэтажном домике. Думаю, что это будет тоже очень долгий проект. Делаем одну кофейню в Махачкале. Мы вообще в ценностях студии написали, что у нас нет границ. В целом, мы готовы работать по всей России. Сейчас у нас проекты в Армении, Грузии и, думаю, будем и дальше развивать пространство мира.

О каком проекте Вы мечтаете?

Мы как раз недавно обсуждали это с командой. Мы бы хотели сделать какой-то общественный центр для животных. У нас есть большая собака – бернский зенненхунд – я ее беру иногда в студию, правда, тогда работа фактически прекращается. У моей коллеги сиба-ину. Поэтому нам бы хотелось сделать такой общественный центр, где помогают животным. Я даже видела какой-то аналог за границей. Там у них есть свой бассейн. Где-то их там кормят, у них есть комнатки, где они могут оставаться. Чтобы каждый мог прийти с животным, и им предоставили бы  все услуги. Еще мне очень понравилась идея библиотеки. Вообще в целом есть идея сделать рядом со студией какое-то такое место, где будет много архитектурных книг и много винтажной мебели. Ну и конечно, чтобы это место было dog friendly.

“Вдохновение в хрустящей корочке горячего хлеба”: интервью с Шушаной Хачатрян

Основательница STUDIO SHOO Шушана Хачатрян с любимым питомцем

Источники материалов

Еще по теме здесь: Интерьер.