Рей Кавакубо - японский дизайнер-бунтарь, "сочиняющая" свою моду. Ошеломительную. Завораживающую. Не оставляющую равнодушным.
Более 40 лет она в самурайском походе в поисках красоты там, где её не видят другие.
Начало
В 1969 году Кавакубо создала свою марку Comme des Garçons. В 1981 году она показала в Париже свою первую коллекцию Destroy. "Пост-ядерная мода", "Хиросима-шик" - охарактеризовать увиденное в расхожих терминах журналистам не удавалось. Вместе с Ёдзи Ямамото они взорвали "модную ядерную" бомбу в Европе, нанеся неотразимый удар по штампам Старого Света и начав "японскую экспансию" в мир моды.
Неистовая Рей
Её одежда - это интеллектуальное приключение в городских джунглях. С жестоким японским изяществом она кромсает, скручивает, оставляет незавершенным, переворачивает всё с ног на голову. "Я ненавижу симметрию" - это не столько любовь к деконструктивизму, сколько непривычное для Запада отношение к прекрасному - жизнь есть и там, где случается отклонение от мертвой правильности. Она создаёт вещи " которых никогда ещё не было". Это больше творчество, нежели мода.
Нелюбовь к стигматизации
Всё творчество Рей Кавакубо говорит о её нелюбви к навешиванию ярлыков.
За "горбатую" коллекцию 1997 года её решили было причислить к феминисткам, но она открещивается от этого говоря, что "подобные движения меня никогда не интересовали; творчество - вот меч которым я сражаюсь в битвах, в которых захочу."
Она считает, что дизайнер не должен становиться селебрити. Она не слишком часто даёт интервью и презирает светскую хронику. О её личной жизни вы не найдете ничего, кроме минимума сухих фактов.
Ошибочно считать, что Кавакубо культивирует лишь откровенные безумства. Ей не чужды гармония и нежность. Другое дело, что во всем у неё новаторский подход. В том числе и в маркетинге своей марки: "партизанские" магазины Guerilla существуют всего год и распологаются в стороне от торговых кварталов; коллабы с известными марками H&M, Louis Vuitton, Coca-Cola и т.д.; временная коллекция Black 2009 года, которая просуществовала всего 18 месяцев. Её назвали хорошим антикризисным ходом, но сама Кавакубо говорит, что дело не в кризисе.
"Рецессия не повлияет на Comme des Garçons так, как она бьёт по большим компаниям, у которых одна цель - сделать одежду, которая продается. Экономика никак не связана с творчеством, которое было и остаётся для меня самым главным. Я всегда шла туда, где ещё не была, без оглядки на биржевые графики."
2019
«Мне было интересно придавать форму абстракциям и делать одежду, которая не была одеждой. Но я подумала, что этот подход уже не нов. Я всегда хотела идти вперед, находить новые и сильные вещи, которые бы отзывались в сердцах и умах людей. Когда я пыталась продвинуться в рамках прежнего подхода, у меня не получалось это сделать. В конце концов я поняла, что "не придумывать" - это тоже вид дизайна. Я решила, что единственный выход - взять то, что уже есть в моем сознании и воплотить это как есть, используя простые формы».
После коллекции весна-лето 2019, обычно скупая на комментарии Кавакубо, выпустила заявление о том, что было замыслом этой коллекции - что Comme des Garçons отныне переключаются на содержание, на наполнение глубиной идей, сосредотачиваясь на внутреннем, а не на дизайне на поверхности.
«Нельзя создать что-то реальное без вовлечения и эмоций. Обладатель вещи сразу это чувствует, как только касается предмета. Те, кто об этом не задумываются, будут носить недорогую одежду или вообще одно и то же каждый день. Но те, кого волнуют эти вопросы, должны иметь настоящие вещи в своем гардеробе».
Это новый этап в творчестве Рей Кавакубо. " Существование в состоянии неустойчивости и сомнения - это риск. Движение вперёд в кромешной темноте - тоже риск. Думаю, что для моей марки предпочтительнее второе."
«У меня нет ни времени, ни желания думать о том, что где-то ещё происходит. Я всегда полагаюсь на собственные принципы. И тем не менее, мне кажется, что модной индустриии следует вкладывать больше стараний в производство вещей. Нужно оценивать именно одежду как конечный результат моды, а игры с яркими, но пустыми обертками мне кажутся бессмысленными."
P.S.
За 45 лет в мире моды Рей Кавакубо достигла очень многого, и вписать всё в одну статью невозможно. И она всё ещё продолжает работать, несмотря на то, что этой субтильной японке скоро 80 лет!
Стоит еще зайти сюда: Дизайн.
Источник статьи: Бунтари от моды. Рей Кавакубо..