Design Thinking. Красивое привлекательное словосочетание на английском языке, которое внушает доверие и заставляет любопытствующих подробнее узнать о данной методологии.
Дизайнерское мышление – это ориентированный на человека подход к инновациям, вдохновленный дизайнерскими приемами для совмещения потребностей людей, возможностей технологий и требований к успеху в бизнесе.
Если кратко, то это методология, которая старается прочувствовать нужды и проблемы человека и придумать простое креативное решение.
Нужды человека, согласно дизайн-мышлению, раскрываются в процессе эмпатии. Это процесс, когда разработчик эмоционально проникается в ощущения клиента и старается понять проблему через эти самые ощущения.
Пример: Вы хотите спроектировать новый дизайн кресла. Вы берете десятки разных видов кресел и сидите в каждом из них. Вы трогаете материал обшивки, качаетесь в кресле, сидите в разных позах, затем фиксируете ощущения и создаете концепт, который бы объединял бы самые положительные стороны идеального кресла. По сути вы стараетесь понять, какое должно быть кресло, чтобы удовлетворить любого клиента.
Далее после этапа эмпатии, дизайн мышление предлагает обсудить команде разработчиков какие положительные качества продукта стоит реализовать и каким именно образом. Происходит мозговой штурм. Во время штурма генерируются идеи. Выбираются несколько самых интересных идей. На основе них собирается простой прототип. Каждый прототип тестируется. И тот прототип, показавший наилучший результат, становится окончательный продуктом.
По сути, весь процесс дизайн-мышления схож с обычным проектным процессом. Но это не совсем так. В рамках дизайн-мышления предлагается свобода генерации идей, отсутствие критики, принятие самых необычных решений, море креатива и чувство прекрасного. Всё это сопровождается совмещением с десятками различных методологий.
Если действовать по канонам дизайн-мышления, то на выходе вы получите продукт, который вызывает положительные эмоции у покупателя, удовлетворяет нужды клиентов и прекрасно себя окупает.
Настоящая мечта для любой компании, особенно для стартапов, для которых клиенто-центричность залог успеха. Притягательность дизайн-мышления усиливается за счет списка компаний, которые используют данную методологию, куда также вошли Microsoft, Apple, Sber и многие другие компании.
Но почему о дизайн мышлении мы слышим от консалтинговых компаний, а дизайнерские компании считают данную методологию пустышкой? Почему крупные компании, использующие данную методологию не делятся ее результатами, а сотни мировых экспертов критикуют дизайн-мышление.
Сейчас разберемся!
1) Дизайн мышление себя исчерпало.
В 70-е годы, когда дизайн-мышление только появилось и называлось рационально-экспериментальная методология, она получила по-настоящему отличные отзывы, по причине узкости производственного процесса. В те времена продукция производилась по принципу «Создай то, что работает».
Обратите внимание: 17 дизайнерских изобретений, создателям которых хочется поаплодировать.
Естественно на разработку иных решений не было ни времени, ни желания. Естественно для креатива и эстетики места тоже не нашлось. Но при появлении дизайн-мышления, рядом с громоздким продуктом появлялся более удобный и красивый аналог. Естественно потребитель выбирал второе. Ярким примером может стать пример с Apple, когда Стив Джобс предложил людям выбирать шрифты пользователям компьютеров. На тот момент эту идею восприняли бредом даже его коллеги, так как считали, что это никому не нужно. Но в итоге потребитель оценил данных ход и стал выбирать именно продукцию Apple.Но прошли года, потребитель стал более избирательным, его сложнее удивить и еще сложнее удовлетворить. Кто-то скажет, что это заслуга дизайн-мышления. Но это не так. Смотрим следующие причины….
2) Мало креатива, больше логики.
Само словосочетание «дизайн мышление» себя никак не оправдывает. Если рассмотреть все алгоритмы применения данной методологии, то становится понятно, что большая часть работы утыкается на применение экспериментальных практик, чем на сам креатив. С развитием современных технологий даже без эмпатии можно понять, что именно требуется потребителю и как именно можно удовлетворить его нужды.
3) Слишком просто.
Есть теория, что упрощение системы ведет к деградации. Это частично проявляется и в методологии дизайн-мышления. По сути разработчики использующие эту методологию берут сложную систему и упрощают ее через призму дизайна, ассоциации и образы. Но в итоге за данным упрощением кроется слабая осведомленность разработчиков о тонкостях производства. За частую, дизайны знают, как должен выглядеть продукт, но не знают как данный продукт должен работать.
4) Дизайнеры решают за клиентов.
В процессе эмпатии, как мы уже отмечали, дизайнеры стараются прочувствовать нужды клиентов. Но по факту дизайнеры проводят клиентский опыт через самих себя, и в итоге получают результаты, которые решают в первую очередь их проблемы и не всегда идентичны проблемам потребителей. Помимо этого, решения дизайнеров согласно иерархии движутся снизу вверх, и по этой причине видение дизайнеров не всегда сходится с видением владельцев бизнеса и выстроенной бизнес модели. Не каждый предприниматель и стартапер готов перестроить структуру только ради реализации дизайн-мышления, которая не гарантирует положительный результат.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Дизайн мышление. Полезная методология или пустая трата времени?.