Дышите глубоко - дышите растворителем!

Вчера

Рынок интерьерной печати в России абсолютно дикий и ненормированный. Здесь нет ни регулирования качества печати, ни безопасности отпечатков, ни стандартов по материалам - ничего! Даже за безопасностью труда на производстве нет никакого надзора, хотя нормативные документы и надзорные органы есть, но по факту в 99 из 100 интерьерных типографий не соблюдают даже элементарных правил по вентиляции, причем на некоторых производствах нет даже окон, а химии при этом в производственном помещении полным полно.

Дышите глубоко - дышите растворителем!
Это самый обычны экосольвентный принтер с шириной рабочего поля 1,6м (Яндекс Картинки)

В большинстве интерьерных типографий установлены экосольвентные и сольвентные принтеры. Причем приставка ЭКО означает не экологию, а экономию, вто только странная деталь - отпечатки на экосольвентных машинах дороже чем на сольвентных. Очередной полиграфический парадокс. Такие машины печатают как обычные домашние струйные принтеры с одним лишь отличием: красящий пигмент, в отличии от домашних принтеров, растворен не в воде, а в сольвенте, то есть в самом настоящем бытовом растворителе. Такие принтеры печатают на рулонных материалах, например на самоклеющейся пленке, на банере, бумаге. Стикеры и плакаты в витринах вашего любимого кафе, очень вероятно, напечатан на таком принтере.

Чаще всего для печати используют рулоны шириной 1,6 метра с длиной намотки 50 метров, а средний расход краски на один квадратный метр печати составляет 15мл. То есть на рулон такого материала уходит 1,125 литра краски или около 1 литра растворителя. Сам процесс печати очень простой: каретка с печатными головками ездит по шкале Х, материал подается по шкале Y - все как в домашнем струйном принтере, только краска на материале сохнет не сама по себе, а досушивается на специальной подогреваемой печке, которая устанавливается на машине. То есть весь этот литр растворителя подогревается и растворяется в атмосфере помещения. Помещения без вентиляции.

Я встречал производства, на которых установлены 5, 7 и даже 10 трехметровых струйных сольвентных принтеров, где нет ни вытяжки, ни приточки, ни окон. Персоналу не выдают средств защиты органов дыхания и даже рабочую одежду. Отпечатки обрабатываются в одном помещении с печатными машинами, и там же люди едят. Если собственник экономит на вытяжке, то он как правило экономит на всем.

Интересуют ли заказчиков условия труда, которые предоставляет своим сотрудникам подрядчик? Конечно нет. Но в России, все же, есть несколько крупных международных компаний, которых интересует судьба персонала поставщика, например Disney - эта компания заставляет всех потенциальных поставщиков провести процедуру независимого социального аудита перед подписанием контракта. Или компания Декатлон, в тендере которой есть конкретное требование к безопасности интерьерной печати. Но в целом такой подход - редкость, основных игроков рынка интересует только цена, снизить которую так просто сняв помещение в подвале, купив дешевое оборудование и наняв персонал без оформления в штат.

Людей по-настоящему травят. Государство считает, что это происходит из-за жадности собственников бизнеса, собственники бизнеса считают, что никому ничего не должны, так как нет жестких правил. В этом кругу правда, как обычно, посередине. Государство четко контролирует размещение элементов пожарной безопасности на предприятиях, предприниматели вкладывают в это деньги, потому что иначе закроют. Но вентиляцию в сольвентной типографии никто не контролирует, а значит вкладывать в нее деньги не обязательно.

Поэтому десятки тысяч людей в современной России каждый день трудятся в самых настоящих газовых камерах, а готовая продукция, размещенная в ресторанах и магазинах еще пять лет травит гостей парами растворителя.