«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»

19 июля 2020 года/

Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ». Заведение меняло хозяев и в июле 1896 года его приобрёл бывший ярославский крестьянин, официант Алексей Судаков, выбившийся в люди своим умом и талантом. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду.

По дороге к «Яру» можно осмотреть ещё несколько примечательных зданий разных эпох.

Ленинградский проспект, 21 – дачный жилой дом Постниковых–Коншиных–И.Манташева (1900, архитектор Фёдор Шехтель). Этот участок пустоши вдоль Петербургского шоссе стали застраивать дачными особняками в первой четверти XIX века. Сохранявшийся с тех времён барский дом стал подвергаться масштабным перестройкам в 1880 году после покупки земли супругами Андреем и Клавдией Постниковыми. Здесь были построены два фабричных здания Товарищества фабрики металлических изделий. Прилегающий к усадьбе сад арендовал французский антрепренёр Шарль Омон, поставивший деревянные увеселительные павильоны с летним рестораном, эстрадой, тиром, кегельбаном и катальной горкой.

Товарищество Постникова заказало Фёдору Шехтелю проект объединения усадьбы с театральным залом, эта идея не была реализована, но реконструкция здания всё же состоялась: в 1900 году Шехтель пристроил двухэтажный зимний сад со световым перекрытием. Изменения в оригинальной планировке продолжились при новых владельцах – Анне Коншиной и Иосифе Манташеве. При советской власти НКВД приспособил купеческие хоромы под общежитие для чекистов, затем здесь квартировали сотрудники Военно-воздушной академии РККА, а с 1949 года юные ленинцы занимались в кружках Дома пионеров. Со временем здание обветшало, пострадало от пожаров и в 1999 году потребовалась полная реконструкция памятника архитектуры с заменой деревянных перекрытий на железобетон, устройством мансардного этажа и пристроек, расширением подвала.

Смотрите старые фотографии: Дом пионеров Ленинградского района. 1957 год: https://pastvu.com/p/929941

Смотрите старые фотографии: Дом пионеров Ленинградского района. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/573969

Ленинградский проспект, 23 – доходный дом М.Малич (1902, архитектор Г.Гельрих) находится напротив гостиницы «Советская» и здешнюю шашлычную ещё во времена СССР острословы прозвали «Антисоветской». В 2009 году народное название шашлычной стало официальным, но ненадолго.

Ленинградский проспект, 25 – доходный дом (1917) занимает Государственный академический театр классического балета, основанный в 1966 году и возглавлявшийся Игорем Моисеевым. С 1977 года руководят коллективом «Московского классического балета» художественный руководитель Владимир Василёв и главный балетмейстер Наталия Касаткина.

За доходным домом виден купол особняка и конюшен Леона Манташева на Скаковой улице. Манташев содержал около 200 чистокровных лошадей и являлся крупной фигурой российского скакового дела.

Ленинградский проспект, 27 – жилой дом (1936—1940, архитекторы А.Буров и Б.Блохин) исполнен в эклектичном стиле, сочетающем приёмы модерна и неоклассицизма. Некоторые специалисты относят стилистику фасадов этого здания к ар-деко, ажурные решётки на лоджиях были созданы по эскизам художника Владимира Фаворского. Это экспериментальный жилой дом, один из первых московских домов, построенных из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Он проектировался как один из типовых домов перспективной столичной застройки.

Смотрите старые фотографии: «Ажурный дом». 1955 год: https://pastvu.com/p/487724 Следующий за «ажурным» дом принадлежал кооперативу «Дукстрой», он был снесён при строительстве транспортной развязки.

Смотрите старые фотографии: У «Ажурного дома». 1946 год: https://pastvu.com/p/650525

Смотрите старые фотографии: Дом кооператива «Дукстрой». 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/25011 (снесён)

Смотрите старые фотографии: Въезд на Бега. 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/526272

Ворота в начале Беговой аллеи (1899) украшают бронзовые скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней». Копии коней Петра Клодта на петербуржском Аничковом мосту выполнены по эскизам легендарного мастера его внуком К.Клодтом и С.Волнухиным. В старину Беговая аллея служила парадным въездом на Московский ипподром, а сейчас это просто внутридомовый проезд.

Кооператив «Дукстрой» масштабно занимался жилищным строительством и кроме нескольких капитальных домов на Ленинградском шоссе построил и коттеджный посёлок на пересечении с Беговой улицей.

Смотрите старые фотографии: Посёлок кооператива «Дукстрой». 1926 год: https://pastvu.com/p/1006120

В 1978 году на этом месте вырос жилой дом для работников авиационного завода «Знамя труда».

Беговая улица, 34 – панельный жилой дом серии «Лебедь» (1973-1978, архитектор А.Меерсон) построен для работников авиационного завода «Знамя труда». Тринадцать этажей «дома-сороконожки» покоятся на мощных монолитных железобетонных опорах. Есть версия, что необычное брутальное здание изначально предполагалось разместить вдоль набережной реки, тогда он смотрелся бы эффектнее.

В 2015 году на Ленинградском проспекте осуществлены масштабные работы по замене коммуникаций.

Ленинградский проспект, 26к1 – жилой дом кооператива «Дукстрой». (1928, архитектор А.Фуфаев) с коридорной системой и малометражными квартирами. Конструктивистское здание выглядело оригинально, пока в 1954 году к нему не пристроили новые корпуса вдоль проспекта.

Смотрите старые фотографии: Жилой дом кооператива «Дукстрой». 1928 год: https://pastvu.com/p/8269

Ленинградский проспект, 28 – жилой дом (1932-1940, архитекторы З.Розенфельд и Н.Жуков) несколько раз перепроектировали уже в ходе строительства. Первоначально жилой комбинат, предназначавшийся для сотрудников Комакадемии, заложили в 1932 году по проекту архитектора А.Жукова. В нём были запланированы 200 квартир, столовая, клуб, ясли и магазины. Однако предложенное автором решение фасадов не удовлетворило заказчика и проект передали архитекторам Розенфельду и Шлезингеру. Разработанный ими проект также был отвергнут. Достраивалось здание по третьему проекту Розенфельда уже для другого заказчика — РЖСКТ «Научный работник имени О.Ю.Шмидта». Здесь жили многие известные люди – поэт Степан Щипачёв, актриса Рина Зелёная, архитектор А.Кобрин, биохимик Р.Хесин-Лурье.

Ленинградский проспект, 30с1 – доходный дом Алексея Судакова (1904, архитектор Адольф Эрихсон), сейчас здесь располагается административная часть театра «Ромэн», а раньше жил обслуживающий персонал ресторана «Яръ».

Ленинградский проспект, 32 – ресторан «Яръ» Алексея Судакова (1909-1910, архитектор Адольф Эрихсон), Дворец рабочих и красноармейцев, Кино-фабрика Товарищества «Межрабпом-Русь», Центральный дом Гражданского воздушного флота, гостиница «Советская», кинотеатр «Победа», Цыганский театр «Ромэн».

Смотрите старые фотографии: Петербургское шоссе. Ресторан «Яръ». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/46507

Смотрите старые фотографии: Петербургское шоссе. Ресторан «Яръ». 1911 год: https://pastvu.com/p/627122

Смотрите старые фотографии: Гостиница «Советская». 1956-1958 гг.: https://pastvu.com/p/90304

По соседству с рестораном были построены дома для служащих и особняк владельца заведения Судакова.

Обратите внимание: Дизайн загородного дома в стиле кантри- фотографии .

Роскошью интерьеров поражали Большой и Малый залы ресторана, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшем строки:

«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?»

Смотрите старые фотографии: Зимний зал. 1909-1910 гг.: https://pastvu.com/p/68015

Смотрите старые фотографии: Летний зал. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77889

Современные интерьеры ресторана «Яръ»

А здесь при Судакове был садовый участок с летними террасами.

Смотрите старые фотографии: Сад ресторана «Яръ». 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77897

Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Судаков арестован. В 1918 году над входом появилась вывеска «Дворец рабочих и красноармейцев Бутырско-Всехсвятского района».

«Открыт клуб им. Ленина в помещении прежнего ресторана «Яр». Устроители превратили бывший дом капиталистического разврата в красивый и светлый рабочий дворец», – сообщала в 1918 году газета «Правда».

Смотрите старые фотографии: Открытие рабочего клуба. 1918 год: https://pastvu.com/p/86329

В период НЭПа в здании «Яра» некоторое время ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, киностудию «Межрабпом-Русь». Интерьеры остались запечатлены в художественном кинофильме «Человек из ресторана».

В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П.Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Московский клуб лётчиков), Московский Дом авиационной промышленности. Легкомысленные женские фигурки в круглых барельефах на фасаде были заменены на бюсты учёных и авиаторов. В июле 1941 года в здании формировалась Дивизия народного ополчения Ленинградского района, проявившая доблесть в боях с фашистами и преобразованная в 11-ю Гвардейскую стрелковую дивизию.

Смотрите старые фотографии: Оформление фасада Московского клуба лётчиков. 1939 год: https://pastvu.com/p/1093897

Смотрите старые фотографии: Центральный зал экспозиции реконструкции Москвы в честь 800-летия Москвы в гостинице «Советская». 1947 год: https://pastvu.com/p/67799

После войны зал Клуба лётчиков стал кинотеатром «Победа». В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым здание было вписано в единый архитектурный ансамбль гостиницы «Советская». Вдоль улицы Расковой к существующему зданию пристроили новый корпус с гостиничными номерами, при этом ресторан оказался ловко встроен внутрь новой сталинки без потери исторической планировки. В этой фешенебельной гостинице останавливались многие высокопоставленные зарубежные гости, кинозвёзды, спортсмены.

После распада СССР ресторану вернули историческое название «Яръ», но и гостинице «Советской» родное название оставили. Причудливым образом здесь пересеклись две эпохи и лепные ангелочки соседствуют с пятиконечными звёздами. В 1998 году началась реконструкция здания, возрождающая былую славу «Яра». В залах ресторана восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах. Сейчас отель «Советский» — это элитный четырёхзвёздочный отель с национальным колоритом и на уровне западных стандартов.

Этот участок Ленинградского шоссе советские кинематографисты частенько использовали для натурных съёмок. Пионер Алёша из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) жил в одной из сталинок, ходил в школу мимо гостиницы «Советская» и мечтал заниматься коньками на стадионе Юных пионеров. Шофёр «полуторки» номер 22-12 Синичкин (Николай Крючков в ленте «Счастливый рейс», 1949) не только ездил по Ленинградке, но и был оштрафован сотрудницей ОРУДа. Ну а драматическая история Якова Протазанова «Человек из ресторана» (1927) с великолепным Михаилом Чеховым в роли бесправного официанта ресторана «Яръ» там же в ресторане и снималась.

Цыганский театр «Ромэн» перекидывает мостик из царской России через советскую эпоху в современность. В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, с конца XIX века в «Яре» работал хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые певицы Олимпиада Фёдорова (Пиша) и Варвара Панина (Васильева). Цыганское творчество издавна вдохновляло русских литераторов и музыкантов — среди ценителей цыганских песен и танцев были Пушкин, Толстой, Куприн и ещё многие замечательные деятели культуры.

Пролетарская Октябрьская революция почти не отразилась на кочевом цыганском укладе. Несмотря на то, что цыгане воздерживались от работы на фабриках и в общем-то не подпадали под категории рабочих или крестьян, советская власть отнеслась к ним лояльно и предоставила возможность заниматься тем, что они умеют и любят делать – нет, не красть коней и не попрошайничать, а выступать на сцене. В 1931 году состоялось открытие цыганской театральной студии, которая представила премьеру спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» и вскоре была переименована в Цыганский театр «Ромэн» («рома» — означает «цыган»). Первые артисты театра стали основателями семейных династий Оглу, Жемчужных, Золотарёвых, Шишковых, их дети и внуки посвятили жизнь сцене.

«Ромэн» поначалу ставил пьесы цыганских драматургов и на цыганском языке, но в 1937 году с приходом Михаила Яншина на должность главного режиссёра в репертуаре появились «Цыгане» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Лорки. Как грамотный режиссер, Яншин не ломал традиции, но добавил мхатовской драматургии в удалой фольклор.

В 1951 году в театр артистом вспомогательного состава пришел Николай Сличенко. В 1977 он стал главным режиссёром и возглавляет «Ромэн» по сей день уже в качестве художественного руководителя. В театре Сличенко сыграл свыше 60 ролей, поставил спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», исполняет цыганские песни и романсы в кино и на эстраде.

«Ромэн» вёл кочевую жизнь, выступая на разных сценических площадках, а свой дом на Ленинградском проспекте обрёл в 1969 году. В связи с многочисленными перестройками значительная часть оригинальных деталей интерьеров была утрачена, но то, что мы сейчас видим в театре — мраморные полы, паркет, лепнина на потолке, люстры, стены, облицованные декоративной штукатуркой «венецианкой» — всё это наслоение разных эпох — по-своему интересно. А по доскам, которыми застелен планшет театральной сцены, ходил Фёдор Шаляпин.

Смотрите старые фотографии: Зрительный зал во времена Клуба лётчиков. 1939 год: https://pastvu.com/p/1093905

Из классических постановок единственного в мире цыганского репертуарного театра можно вспомнить «Кармен», «Сломанный кнут», «Цыганку Азу», «Живой труп». Театралы рекомендуют посмотреть спектакли «Мы — цыгане», «Поющие струны души» об истории становления театра «Ромэн», программу «У нас сегодня концерт», в которой чередуются старинные романсы и весёлые плясовые, музыкально-драматические спектакли «Колокола любви», «Колдовская любовь», «Грушенька». Из постановок «Цыганская свадьба» и «Таборные игры» можно узнать много интересного о цыганских обычаях и традициях.

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»Путеводитель по каналу «Город на память»Город на память25 апреля

Фотографии: Евгений Чесноков

#городнапамять #москва #история #архитектура #ленинградскийпроспект #гостиницасоветская #яръ #театрромэн #интерьеры #москваменяется

Еще по теме здесь: Интерьер.