Как в СССР делали реле и почему сейчас не делают (а зря)?

Как в СССР делали реле и почему сейчас не делают (а зря)?

Когда я учился в университете, примерно 5 лет назад, уже вовсю применялись электронные реле, но, тем не менее, преподаватель по предмету "релейная защита" заставлял нас изучать классические реле из СССР - электромеханические. Почему?

Дело в том, что, зная, как устроены эти реле вы будете знать почти всё, что нужно знать об электрике. Электромагнитные силы, зависимость тока от напряжения и обратно, законы Ома и Кирхгофа - всё это используется в работе данных устройств.

Электронное реле, напротив, это "чёрный ящик". Нужно лишь подать напряжение на вход, повернуть регуляторы и оно будет работать, а как - вам знать не обязательно. Но если оно вдруг не сработает, вы также ничего не сможете сделать, так же, как и предотвратить поломку - всё "в руках" электроники.

А реле из СССР наоборот - полностью в ваших руках. Если эти реле обслуживать, они будут работать десятилетия, причём ни перепады напряжения в сети, ни даже ядерный взрыв неподалёку им не страшны.

Как в СССР делали реле и почему сейчас не делают (а зря)?

Если снять кожух реле, что сделать очень просто, нам открывается конструкция, придуманная ещё 100 лет назад, но эффективная до сих пор.

Напряжение, которое нужно контролировать, подаётся на катушки. В зависимости от его уровня, сила притяжения катушек, представляющих собой электромагнит, изменяется и, если эта сила преодолевает силу пружины контактов, они замыкаются или размыкаются.

Как в СССР делали реле и почему сейчас не делают (а зря)?

Для большей стабильности работы, напряжение перед подачей на катушки выпрямляется диодным мостом. А гасящие резисторы позволяют регулировать напряжение включения в широких пределах, так же, как коробка передач автомобиля расширяет узкий диапазон оборотов двигателя на самые разные скорости.

Регулируя пружину, с помощью передвигания стрелки по шкале с обозначенными напряжениями, можно точно отрегулировать напряжение срабатывания реле.

Как в СССР делали реле и почему сейчас не делают (а зря)?

Как видите, всё достаточно просто и, конечно, очень надёжно, так как электроники в этом реле почти нет, не считая диодов и резисторов, служащих до 50 лет.

Это реле можно установить и в современном щитке - только к нему нужно добавить контактор, катушка которого будет включаться подвижными контактами реле напряжения. А контактор, в свою очередь, будет включать и выключать электроприборы, оберегая их от слишком высокого или слишком низкого напряжения сети.

Ну и о стоимости - новое реле РН 54 стоит примерно 1500 рублей, против 3 тысяч у современного реле на электронике.

Спасибо за чтение, надеюсь, вам, как и мне нравится классическая электротехника, с помощью которой надёжно работала великая промышленность нашей родины - СССР.

Буду рад вашему лайку: делитесь статьёй в соцсети, это будет интересно многим!