Мода в любом своем проявлении - дама капризная и изменчивая. Когда это касается нашего гардероба, то обновить его полностью или же добавить к привычному образу какие-то новые аксессуары – дело относительно легко решаемое. Разумеется, если не весь бюджет уходит на наполнение холодильника. Когда же речь заходит об оформлении интерьеров (в первую очередь - жилых), то перед многими из нас во весь рост встает проблема выбора: как украсить жилище, и за счет каких материалов? Приобрести ковры или гобелены? А может, развесить картины? Или прикупить на «блошином рынке» какие-нибудь редкие безделушки, которые своей формой и обликом соответствовали бы нашим представлениям о прекрасном?.. Впрочем, одно другого не исключает. И не сразу на ум приходит неутомляющее разнообразие мозаичного покрытия…
Люди старшего поколения (да и не только), вероятно, помнят одно из развлечений своего детства – «секретики»? Это когда в земле выкапывалась неглубокая ямка, дно ее выкладывалось фантиками, цветами, блестящей фольгой или иной мишурой, сверху это художественное произведение прикрывалось прозрачным стёклышком (позже – прозрачным пластиком), а сверху присыпалось землей.
Иногда эти инсталляции располагались впритык друг к другу, и когда с поверхности стекла смахивался слой песка, то взору друзей открывались загадочные уникальные панно.
И чем не мозаика, обнаруженная начинающими археологами! Ну, это так, отступление от темы… Украшение домов и их интерьеров мозаикой – дело довольно древнее, насчитывающее около 6 тысяч лет. Еще шумерские мастера украшали залы царских дворцов в городах Месопотамии вот такими непритязательными мозаичными узорами.
Элементами служили плоские «шляпки» палочек из обожженной глины, которые загоняли в глинобитные стены. Их цвет зависел от сортов самой глины и добавок в процессе изготовления "штифтов". Позже украшения из мозаики стали приобретать уже не столь абстрактный, а более содержательный, жанровый характер.
Да и выкладывать панно стали из обработанных мелких разноцветных камешков. Хотя использовалась и необработанная галька, как, например, во фригийском Гордионе на территории современной Турции.
В эллинистическую эпоху элементы из натурального камня стали дополнять прозрачным разноцветным стеклом, производившемся, по большей мере, в Египетской Александрии. В те времена люди тоже стремились продемонстрировать свое превосходство, в том числе и через причастность к сословию высококультурных людей. И оформление жилища мозаичными панно и картинами с мифологическими и иными сюжетами говорило гостям о принадлежности хозяина к элите общества.
А вот древний Рим обогатил мозаичное искусство смальтой – цветным матовым стеклом. Дома патрициев, виллы богатых граждан, общественные здания, термы, бассейны – все декорировалось модными мозаичными картинами.
Но смальта – материал дорогой, не всем по карману. Поэтому римские мастера-мозаичисты (или musivarii) помимо смальты активно использовали все, что недалеко лежало: и осколки керамики, и гальку с природными колотыми камешками, и мраморные отходы строительного производства. Однако фантазия и мастерство позволяли творить из всего это подручного изобилия настоящие художественные шедевры, многие из которых сохранились до наших дней. Да и само слово «мозаика», по одной из версий, произошедшее от латинского «opus musivum» (музам посвященное творение) дошло до нашего времени...
В Киевскую Русь мозаичное искусство пришло вместе с христианством из Византии.
Мозаика византийских храмов состояла из мелких кубиков (тиссер) смальты, цветовая палитра которых насчитывала сотни цветов и оттенков. Это давало возможность большей детализации изображения, что сделало ее изящнее и утончённее по сравнению с римской.
Различия в оттенках придавали стеклу комбинации добавленных в него окислов меди, железа, цинка, ртути. Для увеличения светоотражающих свойств прозрачного стекла византийцы придумали подкладывать под него золотую фольгу. Так появились «золотофонные» мозаичные иконы и картины.
Со времен Средневековья зодчие Востока и Запада украшали дворцы и храмы изысканной мозаикой, до наших дней сохранившей свежесть, яркость и чистоту художественных творений.
В России мозаичное искусство пытался возродить Михаил Ломоносов. Поскольку итальянские мастера держали в секрете рецептуры и технологии производства смальты, российский ученый решает нарушить эту монополию. Несколько лет он пытается получить разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», и в 1753 году добивается своего.
Однако после его смерти в 1765 году производство приходит в упадок. И лишь в последней четверти XIX века художники братья Фроловы организовали свою студию мозаики, которая стала главным "мозаичным брендом" в России.
Сегодня мозаичное оформление вновь становится модным. Но поскольку эта технология по-прежнему остается довольно дорогим удовольствием, некоторые производители отделочной плитки выпускают продукцию в стиле «под мозаику».
Здесь и мозаика из стекла, металла, натурального мрамора, мозаичные панно из керамогранита и керамики. Таким образом, древнее искусство возродилось в новом облике, и каждый наш современник сможет украсить свой дом в любом стиле, будь то "ретро" или "техно", не хуже римского патриция, восточного эмира или средневекового герцога.
Тема мозаичного искусства слишком емкая и обширная, чтобы ограничиваться одной статьей. Поэтому в дальнейших выпусках мы непременно будем к ней возвращаться. А вам, уважаемым читателям, предлагаем подписываться на наш канал, ставить лайки, задавать вопросы, на которые мы обязательно ответим. Всего вам наилучшего!