Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Начиная с постройки египетских пирамид и до нашего времени людям было свойственно заниматься реализацией гениальных и порой даже безумных проектов, часто поражающих своей грандиозностью. Для этого приходилось выполнять работы в различных местах и сложных условиях, но всегда на поверхности земли. Теперь, благодаря внедрению современных технологий, появилась возможность выполнять строительные работы и ремонтные операции под водой.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Сегодня возведение огромных зданий или ремонт сложной техники ни у кого не вызывает удивления. Это не является проблемой для квалифицированного строителя, опытного архитектора или профессионального инженера. Однако задумывались ли вы, как выполняется ремонт огромного пассажирского лайнера, обслуживание современного танкера, строительство подводных объектов или сооружение мостового перехода через пролив? Это серьезные задачи, усложняющиеся тем, что все работы выполняются в воде. Специально для решения таких задач инженерами были созданы коффердамы.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Многие впервые сталкиваются с этим английским словом, значение которого в дословном переводе на русский язык означает «сундук». Коффердам является временным сооружением. Он представляет собой водонепроницаемый каркас, устанавливаемый непосредственно в воду в месте выполнения строительных, ремонтных и других инженерных мероприятий.

С помощью коффердамов сооружают не только мостовые опоры и ремонтируют гигантские круизные лайнеры. Герметичные бетонные оболочки также используют для строительства опорных конструкций подводных трубопроводов и сооружения шлюзов плотин.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Сама технология создания этой инженерной конструкции достаточно сложная, затратная, трудоемкая и длительная. Ведь, чтобы построить временный каркас из армированного бетона посреди пролива, моря или реки нужно выполнить целый комплекс работ. Только потом, когда коффердам установлен, мощные насосы производят откачку воды из внутренней полости, и специалисты в сухих условиях могут заниматься в нем строительством мостовых опор или монтажом подводных конструкций.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Благодаря коффердамам успешно возводят элементы мостов, строят доки и сооружают плотины. Использование обычных строительных технологий в таких условиях невозможно. Работая над созданием коффердама, инженерам приходится выполнять сложные расчеты для обеспечения полной безопасности. Ведь известна способность воды просачиваться через бетон, подмывать основы сооружений и постепенно разрушать их.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Укрупненно, процесс сооружения коффердама предусматривает выполнение ряда этапов. Вначале на участке, где планируется его установка, производятся геодезические изыскания, анализируются особенности морского грунта и рельеф дна. Инженеры обращают внимание на температурные колебания и возможность штормов. После экспертизы выполняются проектные работы.

Затем в соответствии с требованиями проекта, в строго определенном месте производится забивка огромных свай. Их положение определяется специальной сварной металлоконструкцией, установленной на морском дне. Закладка железобетонных опор каркаса производится с учетом расстояния от дна до поверхности воды. Сваи погружаются на заданную глубину в подводный грунт, чтобы обеспечить надежную фиксацию коффердама после сборки. Ошибка исключается – ведь при нарушении технологии или ошибки в расчетах, под внешним давлением воды возможно разрушение всей конструкции.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Завершив установку свай, приступают к монтажу коффердама. Он может состоять из отдельных частей, которые по очереди опускают на дно, или быть цельным, собранным в сухом доке. Оболочка после опускания фиксируется к бетонным сваям. Остается только мощными насосами откачать из гигантского «сундука» воду и можно приступать к выполнению целевых работ – ремонтировать корабли, строить мосты, прокладывать газопровод или ликвидировать нефтяные аварии.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

После завершения своей миссии коффердам демонтируют или затапливают.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

Для изготовления элементов коффердама используется крепкие стальные сплавы. Однако наука не стоит на месте, и сегодня уже придумали надувные коффердамы, подлежащие повторному использованию. Это самая передовая технология в области строительства плотин и мостовых переходов. Для выполнения работ используются обученные специалисты в области геодезии и подводного строительства.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли

В наше время коффердам сложно назвать новинкой. Он применяется в области гражданского и военного строительства. С помощью коффердамов проводилось расширение Панамского канала, строился знаменитый Керченский мост, устранялись последствия фукусимской аварии, выполнялась ликвидация разливов нефти в мексиканском заливе, сооружались шлюзы большинства плотин, строились опоры мостов через реки Огайо, Миссисипи и Гудзон. И это еще не все! Благодаря этой передовой технологии построено несколько подводных ресторанов и отелей.

Под водой: Строительные и ремонтные операции на воде – секреты инженерной мысли