Российский дизайнер о будущем транспорта: летающие машины и космические иномарки

Владимир Пирожков — выдающийся российский промышленный дизайнер с международным опытом. Его карьера включает работу с такими гигантами, как Toyota и Citroën, где он, среди прочего, создавал автомобиль для президента Франции. Вернувшись в Россию, он стал автором олимпийского факела для Сочи, участвует в разработке многоразового космического корабля «Федерация» и руководит инжиниринговым центром «Кинетика». В интервью подкасту «Большой город» Пирожков поделился взглядами на силу дизайна и будущее технологий. Представляем ключевые моменты этой беседы.

Владимир Пирожков, директор ИЦ ПВС «Кинетика», промышленный дизайнер

Наивное письмо из Сибири, изменившее всё

История успеха Пирожкова началась с дерзкого шага. В 1988 году, будучи студентом, он с другом увидел в «Комсомольской правде» статью о легендарном швейцарском биодизайнере Луиджи Колани. Вдохновившись, молодые люди решили написать ему письмо, несмотря на слабый английский. Им пришлось взять дополнительные уроки. Чтобы раздобыть адрес, они обратились к главному дизайнеру ВАЗа, который ехал на Женевский автосалон. Тот действительно встретил Колани и передал контакты. Письмо было простым: два студента из Сибири предлагали обменяться идеями. Неожиданно Колани, любитель экзотики, ответил приглашением. После полугода хлопот с выездом и смены всей стипендии на 5 долларов друзья полетели в Швейцарию. Удача сопутствовала им и по прилете: в офисе «Аэрофлота» им помог сотрудник, знакомый с челябинской футбольной командой, которая как раз играла в Берне. Так начался путь в большой дизайн.

Индустриальный дизайнер, автор множества концепт-каров Луиджи Колани ушел из жизни в 2019 году (ему был 91 год)

Национальные школы дизайна: от Азии до России

Пирожков выделяет несколько глобальных направлений в промышленном дизайне. Азиатская школа, представленная корейскими и японскими брендами, отличается обилием сложных поверхностей и ломаных линий. Это не хаос, а отражение культуры: вертикальное письмо, иероглифы и стремление максимально эффективно использовать каждый сантиметр материала в условиях нехватки ресурсов.

Обратите внимание: Как грамотно использовать цветные орнаменты в интерьере, и что будет, если переборщить.

Европейский дизайн, напротив, лаконичен и рафинирован. Он сформировался на требовательном рынке с давними традициями качества. Американский стиль Пирожков характеризует как «раззудись плечо» — упор на размер и металл, а не на тонкие технологии. Что касается России, то, по его мнению, самобытного национального дизайна пока нет. Исторически отечественная промышленность часто адаптировала или заимствовала западные образцы, подстраивая их под местные условия, такие как широкая колея и плохие дороги. Яркий пример — «Победа», которая, по сути, стала уникальным внедорожником на базе американских идей.

Автомобиль Toyota RAV 4, рисунок Владимира Пирожкова (источник – designet.ru)

Европейская эстетика, с её горизонтальным восприятием пространства, всегда стремилась к утонченности и чистоте линий. Это наследие богатого и взыскательного довоенного рынка. Американский подход, рожденный на просторах континента, часто жертвовал изяществом ради мощи и размеров, что сегодня не всегда находит отклик в мире. Российский же путь Пирожков видит как путь адаптации и синтеза, где заимствованные формы обретают новую функциональность в местном контексте.

Автомобиль Citroёn C3 Air, рисунок Владимира Пирожкова (источник – 21mm.ru)

Города будущего: прощай, асфальт

Один из ключевых трендов будущего, по мнению дизайнера, — транспорт вертикального взлета и посадки (летающие автомобили). Мировые инвестиции в эту область исчисляются миллиардами. Россия, однако, пока движется традиционным путем, хотя несколько отечественных стартапов привлекли внимание даже таких компаний, как Uber. Пирожков уверен, что через 10-15 лет этот вид транспорта станет обыденностью, получит сертификацию и собственную систему навигации. Это кардинально изменит облик городов: потребность в классических дорогах уменьшится, а вместо них появятся взлетно-посадочные площадки. Фантастическая картина будущего, где можно «прилепиться» к окну своего небоскреба прямо из летательного аппарата, становится все ближе.

Проект 3D-аэромобиля с вертикальным взлетом

Инфраструктура мегаполисов претерпит революционные изменения. Улицы, загруженные машинами, уступят место воздушным коридорам. Основными элементами городского пейзажа станут хабы для взлета и посадки, интегрированные в здания. Это не только решит проблему пробок, но и высвободит огромные пространства для парков и пешеходных зон.

Прототип летательного аппарата для передвижения в пространстве, разработанный в центре «Кинетика»

«Федерация»: космический корабль как иномарка

Особое место в работе Пирожкова занимает многоразовый пилотируемый корабль «Федерация». Его команда фокусируется на комфорте экипажа, что, по его словам, станет ключевым преимуществом. В проекте предусмотрены индивидуальные многоразовые кресла-трансформеры, которые на орбите можно сложить, освободив пространство. Также на корабле будет установлен полноценный туалет (чего часто не хватает на американских аналогах) и возможность для космонавтов спать, вытянувшись в полный рост. Именно эти, казалось бы, бытовые детали делают российскую разработку желанной «иномаркой» для иностранных астронавтов, ценящих комфорт в длительных полетах.

Пилотируемый транспортный корабль нового поколения «Федерация» (фото – kinetica.center)

Дизайн как решающий фактор: почему у Tesla меньше шансов

Пирожков убежден, что в современном мире дизайн решает всё. Продукт без продуманного дизайна не сможет конкурировать на рынке для состоятельных потребителей. В качестве примера он приводит Tesla. Несмотря на хайп и инновационность, её автомобили, по его мнению, часто страдают от неудобства и низкого качества материалов — типичных «американских» проблем. Когда за электромобили берутся «взрослые» игроки с многолетним опытом, как Porsche с его 150-летней историей, они быстро задают новые стандарты качества и комфорта, отодвигая пионеров вроде Tesla на второй план. Будущее за тем, кто сочетает смелые технологии с безупречным исполнением.

-----------------------------------------------------

Полную версию интервью с Владимиром Пирожковым слушайте в четвертом выпуске подкаста «Большой город».

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: Почему наш космический корабль будет лучше американского и куда денутся дороги в городе.