В четверг, 15 апреля, жители и гости Твери должны были увидеть восемь ключевых улиц, украшенных небольшими, понятными, уникальными и эстетическими вывесками. Но город по разным причинам оказался к этому не готов. Бизнесу дана очередная отсрочка – теперь до 15 сентября.
На прошлой неделе газета «Караван Ярмарка» и журнал «Бизнес и территория» провели круглый стол. На нем мы собрали предпринимателей, руководителей торговых центров, представителей рекламных агентств, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области Антона Стамплевского и бывшего главного архитектора Твери, а теперь советника главы администрации Твери Алексея Жоголева.
Алексей Жоголев рассказал о том, что окончательное введение дизайн-кода снова отложено. На этот раз до 15 июня предприниматели должны согласовать все проекты, а вывески поменять до 15 сентября. Ситуация осложнилась тем, что неожиданно был ликвидирован департамент архитектуры и упразднена должность главного архитектора города.
«У администрации Твери остались полномочия, связанные с архитектурно-художественным обликом, благоустройством и информационными конструкциями. Теперь эти вопросы решает отдел архитектуры и городской эстетики», – пояснил Алексей Жоголев.
А где критерии оценки?
Напомним, что дизайн-код был принят еще в октябре 2019 года. Вывески должны поменяться в «зоне особого городского значения», в которую включены улицы Советская, Вагжанова, Софьи Перовской, Трехсвятская, Тверской проспект, проспекты Чайковского и Калинина. Администрация Твери предоставила предпринимателям отсрочку, оформив ее как мораторий на введение штрафных санкций за несоответствие дизайн-коду. Очередная отсрочка была принята в январе 2021 года.
«Я не понимаю, почему в дизайн-код не включили исторический центр Твери, в первую очередь бульвар Радищева, и проспект Победы, например. Заволжский район не охвачен совсем. Очевидно, что дизайн-код Твери в нынешнем виде сырой и имеет ряд существенных ошибок, а также усложняет жизнь предпринимателям. Требуется его доработка и отмена обязательного согласования проекта рекламных решений с администрациями», – считает арт-директор студии дизайна Holmax Максим Калинов.
Алексей Жоголев, в свою очередь, полагает, что без согласования нельзя. Если его не будет, каждый предприниматель и торговый центр будут лепить на облике города кто во что горазд. Никакой единой городской эстетики не получится.
К работе департамента архитектуры и градостроительства администрации Твери, а также к градостроительному совету, который и утверждал все макеты вывесок, у предпринимателей накопилось немало вопросов. Главный из них – отсутствие ясных критериев оценки.
Собственники торговых и других нежилых помещений торгового центра, в котором располагается несколько объектов бизнеса, должны согласовать единую концепцию размещения, а потом уже каждую вывеску. Но дело в том, что нет порядка разработки этой концепции.
Как объяснил Алексей Жоголев, теперь концепции размещения информационных конструкций, а также вопросы градостроительного облика будет рассматривать совет по урбанистике при главе администрации Твери. Сейчас предложенные проекты вывесок рассматривает вновь созданный отдел администрации. Он делает заключение, а потом оно попадает на подпись Андрею Гаврилину, заместителю главы администрации города по вопросам экономического и стратегического развития.
«Раньше в департаменте было 35 человек, а в отделе осталось 14. А функции сотрудников практически те же самые, что и были раньше. Работать людям стало намного труднее», – сказал Алексей Жоголев.
Нужны четкие правила игры
Бизнес-омбудсмен региона Антон Стамплевский предложил сначала привести всю нормативную базу администрации Твери в соответствие, создать полностью прозрачные правила игры для предпринимателей, а потом уже ставить окончательные сроки внедрения дизайн-кода.
«На мой взгляд, именно власть должна подавать бизнесу пример. Согласованы ли вывески подразделений администрации и подведомственных учреждений? Поменяли ли свои вывески представители региональных и федеральных структур, которые находятся на восьми ключевых улицах? Очень в этом сомневаюсь. Я фотографировал эти вывески пять лет назад и сейчас и, к сожалению, не заметил серьезных изменений , – сказал Антон Стамплевский. – Заминка с введением дизайн-кода не связана с нежеланием предпринимателей тратиться. Они готовы поменять вывески, но им нужны четкие и понятные правила игры, которых сейчас нет».
Руководитель рекламной студии «Гранд» Константин Клещев подтвердил эту мысль. Бизнесмены готовы поменять вывески, но откладывают это дело, потому что видят, что их соседи ничего не меняют. Чтобы решить эту проблему, Константин Клещев предложил выложить в открытый доступ реестр рекламных конструкций, которые получили одобрение от администрации. Обязательно с адресом и фото, ведь вывеска не является ни для кого секретом. Алексей Жоголев идею поддержал.
«Еще 15 лет назад были законы, которые позволяли привести город в порядок. Проблема в том, что никто не занимается контролем. Все происходит точечно.
Обратите внимание: 17 дизайнерских изобретений, создателям которых хочется поаплодировать.
Не понравился администрации какой-то магазин, его оштрафовали. А крупные торговые сети никто не штрафует. Мелкие предприниматели смотрят на это и спрашивают, почему ему можно, а мне нельзя? – говорит Константин Клещев . – А еще нужна прозрачная система согласования. На бумаге она есть, но, увы, не работает. Сейчас мы месяц, а иногда и больше находимся в ожидании, получая на руки какой-то мутный, непонятный ответ. Приведите в порядок саму процедуру согласования, и бизнес с удовольствием поменяет вывески».Константин Клещев рассказал о том, что стоимость рекламных конструкций упала в 4–5 раз. Еще 1,5 года назад большая вывеска стоила 200–300 тысяч рублей, а новые вывески, соответствующие дизайн-коду, обходятся бизнесу всего в 50–60 тысяч рублей.
Представители Тверского регионального офиса Национальной ассоциации добросовестных предпринимателей озвучили интересную статистику. Они опросили весь бизнес, работающий на восьми ключевых улицах города. Оказывается, около 70% предпринимателей ничего не знали о внедрении
дизайн-кода. А значит, администрация Твери плохо информировала бизнес о своем же решении.
С торговых центров исчезнут многие вывески?
Особо бурная дискуссия развернулась вокруг торговых центров. Им, напомним, нужно согласовать единую концепцию размещения. Алексей Жоголев считает, что такая концепция нужна, чтобы собственники не вешали вывески по личному усмотрению. Нужен документ, в котором будет написано, какие вывески и в каком количестве могут висеть на конкретном здании. Арендаторы могут меняться, а облик здания в целом останется прежним. Просто новую вывеску впишут в уже существующую концепцию.
На словах звучит очень складно. А как быть торговым центрам, которые привыкли вешать на свой фасад со всех сторон вывески чуть ли не всех арендаторов? Многие участники круглого стола считают, что это уродует город и делает безликим сам торговый центр, который превращается в стихийный рекламный стенд.
«А как же тогда быть с навигацией? Как клиенты узнают, что есть в каждом конкретном торговом центре?» – заявил представитель ТЦ «Олимп».
«Вывески якорных арендаторов на фасаде, конечно, останутся, но они должны быть эстетичными», – ответил Алексей Жоголев.
Торговым центрам также предлагается создавать навигацию внутри самих зданий, вешать QR-код, нажав на который, можно увидеть список всех кафе и магазинов центра, а также придумывать другие современные способы информирования. Например, в центре Москвы тоже действует дизайн-код, и там торговые центры как-то решают этот вопрос.
Самое трудное согласование городу предстоит с торговыми сетями. Например, у «Магнита» и «Пятерочки» есть дизайн-код для Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других городов и в целом для России. Огромная красно-зеленая подложка и белые буквы высотой с метр наводят тихий ужас среди старинных домов Торжка, Старицы и других городов Тверской области.
«Понимаете, этот дизайн мы не согласовывали. Более 90% предложений, которые нам приносят представители федеральных торговых сетей, мы отклоняем. Но, увы, торговые сети вешают вывески, не согласуя их с администрацией. А если мы отклоняем их предложения, они начинают на нас жаловаться в правительство Тверской области», – говорит Алексей Жоголев.
Многие участники круглого стола едины во мнении, что именно крупные бренды должны показывать пример всем остальным представителям бизнеса. Но федеральные сети не боятся штрафов. Но пример многих городов, где уже действует дизайн-код, показывает, что с крупными сетями все-таки можно договориться. Просто администрации Твери нужно быть настойчивее и не бояться штрафовать гигантов.
Дизайн-код расширят
Алексей Жоголев рассказал о том, что в будущем дизайн-код Твери планируется расширить на весь город. В дизайн-код также будет включено благоустройство, дорожные знаки и всевозможные вывески. Администрация Твери стремится отдать приоритет архитектурному облику города. В него эстетично и точно должны быть вписаны рекламные вывески. И опыт других регионов показывает, что оборот бизнеса в этом случае может только увеличиться, потому что с улиц Твери пропадет визуальный мусор, от которого устают глаза и за которым не видно красоты самой Твери. Уютный и красивый город только на руку как бизнесу, так и его жителям.
Андрей Сабынин
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. сайт» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка» , где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений .
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Дизайн-коду дали отсрочку.