Почему наш космический корабль будет лучше американского и куда денутся дороги в городе

Владимир Пирожков – пожалуй, один из самых известных отечественных промышленных дизайнеров. Он работал на Toyota и Citroën, в частности, делал автомобиль для президента Франции. Вернувшись в Россию, спроектировал олимпийский факел для сочинской Олимпиады, занялся многоразовым космическим кораблем «Федерация» и возглавил инжиниринговый центр прототипирования «Кинетика». Об упорстве в достижении цели и о том, что дизайн правит миром, он рассказал нашему подкасту «Большой город». Делимся выдержками из этой интересной беседы.

Владимир Пирожков, директор ИЦ ПВС «Кинетика», промышленный дизайнер

«Уважаемый Луиджи. Мы тут два студента из Сибири…»

«В 1988 году в «Комсомольской правде» была опубликована статья о Луиджи Колани. Он – швейцарец, биодизайнер, то есть работает с биоформами. В том числе и с автомобилями. Нам, с моим другом Сергеем Стрельцовым, очень понравилась фотография, которая была в газете – он стоял на фоне какого-то непонятного автомобиля. И мы решили написать ему письмо, как бы это наивно ни звучало. Конечно, наш английский хромал. И нам пришлось договориться с преподавателем английского языка, что мы пройдем некие курсы, чтобы написать это письмо. Кроме того, нужен был адрес. Я знал, что в марте каждого года в Женеве проходил автомобильный салон. И друг нашей семьи, главный дизайнер ВАЗа, туда ехал. И идея была такая: попросить его найти там Колани и взять у того визитку. И главный дизайнер ВАЗа действительно поехал на Женевский салон и встретился с Колани. Так у меня появился его адрес в Берне. И мы написали письмо: «Уважаемый Луиджи. Мы тут два студента из Сибири. У нас есть свои сибирские идеи. У вас свои европейские. И мы можем ими обменяться». Такое наивное письмо. А тогда же перестройка. А Луиджи оказался любителем всякой экзотики. И он пригласил нас телеграммой. Полгода мы получали разрешение на выезд – кто ж в то время даст так просто выехать за рубеж? Когда мы его получили, то поменяли всю свою стипендию – 57 рублей. Получилось 5 долларов. И полетели. Когда мы долетели до Цюриха, оказалось, что до Берна еще 120 км. Мы рванули в закрывающийся офис «Аэрофлота», и там стоял дяденька, который привез футбольную команду из Челябинска – у них раз в году проводился товарищеский матч с городом-побратимом Берном. То есть все началось с удачи».

Индустриальный дизайнер, автор множества концепт-каров Луиджи Колани ушел из жизни в 2019 году (ему был 91 год)

В промышленном дизайне русские – сойки-пересмешницы

«Есть азиатское направление. То, что мы видим часто в корейских, японских автомобилях. Это очень много поверхностей, ломанные линии. Нам кажется, что эти машины немножечко как будто скомканные. А в их понимании это роботы-трансформеры, у которых очень много поверхностей. Это связано с культурой Азии и с их вертикальным восприятием пространства.

Обратите внимание: Как грамотно использовать цветные орнаменты в интерьере, и что будет, если переборщить.

Ведь у них и письменность вертикальная, и их дизайн похож на иероглифы. Азиаты из-за того, что у них мало полезных ископаемых и много людей, пытаются каждый сантиметр материала использовать максимально качественно.

Автомобиль Toyota RAV 4, рисунок Владимира Пирожкова (источник – designet.ru)

А вот Европа – это горизонтальное восприятие пространства. Европейский дизайн очень лаконичный, рафинированный, и он таким был изначально. Потому что очень придирчивый рынок, деньги до войны всегда были в Европе. Соответственно основные бренды в Европе сложились до войны. И все хотели удивить европейского покупателя качеством продукции. Соответственно, и Америка тоже – это большие расстояния и одноэтажно-двухэтажные города. Но американский дизайн не сильно воспринимается в мире, потому что это как бы «раззудись плечо» – побольше металла и поменьше технологий.

Автомобиль Citroёn C3 Air, рисунок Владимира Пирожкова (источник – 21mm.ru)

Что сказать про наш дизайн… Я бы не стал говорить, что у нас есть какой-то наш самобытный российский дизайн. Мы больше подражатели, сойки-пересмешницы. Что мы делаем? Мы берем какой-то дизайн чужой и его адаптируем к себе. Ну, например, дизайн автомобилей до 50-60-х годов или был украден, или заводы были привезены по контрибуции – снимались в Германии и ставились тут. И чтобы мы тут ни делали – получался Опель, хотя его называли Москвич. А полуторка Газ это был на самом деле Форд. Если мы покопаемся в истории, то единственно русским автомобилем была Нива. И еще мы эти автомобили адаптировали к своей колее и к своим дорожным условия. Поэтому то, что у американцев было шикарными и разухабистыми паккардами, у нас превратилось в Победу с узкой колеей. И, да, мы ею очень гордились, но она была больше внедорожник».

Вместо дорог будут нужны площадки для вертикального взлета и высадки

«Машины вертикального взлета – глобальный тренд. Россия, правда, в это дело не вкладывается, она идет традиционным путем. Эти изделия – не самолет и не вертолет, это или дроны, или военные конвертопланы для десантников, и эти машины уже существуют. Это будущее. Вложено колоссальное количество миллиардов долларов в НИОКР (научно-исследовательские конструкторские работы). У нас пока только две компании есть, которые попытались пойти альтернативным путем и которые добились относительных успехов. За ними внимательно наблюдает Uber. Если будут успехи, то есть шанс, что и Россия будет как-то представлена на этом направлении.

Проект 3D-аэромобиля с вертикальным взлетом

Лет через 10 этот способ передвижения уже точно возникнет. И уже будет сертифицирован, диспетчеризирован, будет навигация в пространстве. Конечно, изменится и облик городов. Сама инфраструктура поменяется. Дороги уже не так нужны будут – скорее площадки для вертикального взлета и высадки. Вы сможете прилепиться к окну, и войти в окно из своего летательного аппарата».

Прототип летательного аппарата для передвижения в пространстве, разработанный в центре «Кинетика»

Для американцев наш многоразовый космический корабль – как иномарка

«Федерация», над которой работаем, – это многоразовый корабль. Там будут многоразовые кресла, адаптированные под конкретные размеры конкретного космонавта. Эти кресла можно складывать как трансформеры на орбите, чтобы получить больше места на корабле. Там будет ассенизаторная санитарная установка, туалет в простонародье, то, чего на американских кораблях не хватает. Поэтому для американцев наши корабли – это иномарки. Космонавты получат возможность во сне вытянуться в полный рост, сейчас такой возможности нет».

Пилотируемый транспортный корабль нового поколения «Федерация» (фото – kinetica.center)

Tesla теряет шансы: за дело берутся взрослые дизайнеры

«Дизайн будет иметь значение во всем. Вы не сможете впарить «неотдизайнированную» вещь людям, у которых есть деньги. Пока у Tesla есть шанс. Но тут появился электрический Porsche, и у Tesla шансов все меньше. Потому что у Porsche 150 лет опыта движения в плоскости, а у Tesla 8 лет. Да, Tesla это такой хайп, он электрический и интересно сделан. Но он некомфортный и неудобный, и качество материалов страдает, как и всегда у американцев. Это такой недоделок, но переоцененный на бирже. Соответственно, когда взрослые возьмутся за это дело, они быстро Tesla приопустят».

-----------------------------------------------------

Полную версию интервью с Владимиром Пирожковым слушайте в четвертом выпуске подкаста «Большой город».

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: Почему наш космический корабль будет лучше американского и куда денутся дороги в городе.