Он меньше всего заботился о том, чтобы прославиться на весь мир – ему было достаточно родной Каталонии и даже одной Барселоны.
Он был страстным патриотом своей страны, но судя по тому, что он создал, можно сделать вывод, что его родина – космос. Возможно, в ближайшем будущем Гауди причислят к лику святых католической церкви. Он был наемником и говорил, что его главный заказчик — Бог. Как это часто бывает со святыми, многие современники считали Гауди сумасшедшим.
Ранние годы
Антонио Гауди, или по-каталонски Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, родился в Реусе, городе недалеко от Барселоны. По второй версии – в деревне Ридуомс под Реусомом. Его отец Франциск Гауди-и-Серра был потомком кузнеца и медника.
Антонио был младшим из пяти детей в семье. Он родился настолько слабым, что родители сразу же крестили его, опасаясь, что ребенок скоро умрет. Вскоре Антонио перенес пневмонию, после которой у него развился ревматический артрит. Врач дал малышке не более пяти лет жизни. Благочестивая мать горячо молила Деву Марию о здоровье сына – и он преодолел роковой возраст и окреп с годами. Но по сравнению со сверстниками мальчик был слабым и не мог участвовать в подвижных играх. Обычным занятием маленького Антонио было тихое, уединенное созерцание природы. Закон Гауди повторял, что все, что нужно архитектору, содержится в природе: форма и структура деревьев, линии волн, горы и облака.
Дом Мила (Каса-Мила)
Несмотря на свою физическую слабость, Антонио любил помогать отцу в работе. Кованые заборы и причудливые железные детали домов Гауди – все это появилось благодаря навыкам, полученным от его отца.
Вместе с двумя близкими друзьями Антонио любил исследовать старые здания и руины в окрестностях Реуса. Однажды они добрались до вечернего систерианского монстрия Поблет, разрушенного в начале 19 века. Изучая руины и уселевшие сооружения, Гауди чувствовал, что сам может создавать прекрасные здания.
В школе Гауди отличился нестандартным мышлением, часто спорил с учителем. В 1869 году 16-летний Антонио и его брат Франсеск отправились в Барселону. Франсеск изучал медицину, а Антонио четыре года готовился к поступлению в Провинциальную школу архитектуры, которая во время учебы превратилась в архитектурный факультет Барселонского университета.
Чтобы оплатить образование сыновей, Гауди-старший продал часть своих поместий в Реусе, но даже этих денег оказалось недостаточно. Антонио работал рисовальщиком у известных архитекторов: Франчески Паулы Вильяры, Хосепа Фонцере и других.
В 1876 году умерли мать и брат Гауди, а через два года – сестра Роза. Ее дочь Розита и отец Франциск переехали к Гауди в Барселону.
Первые заказы
Одной из первых известных работ молодого архитектора и дизайнера стали фонари на Королевской площади в Барселоне. Вскоре владелец перчаточной фабрики Эстеве Комелия заказал Антонио спроектировать витрину для своего павильона на Всемирной парижской выставке 1878 года. Эта витрина заинтересовала каталонского миллионера графа Эусебио Гуэля, который на долгие годы стал другом, заказчиком и покровителем Гауди.
Его первым крупным творением стал Дом Висенс, построенный по заказу фабриканта Мануэля Висенса на Барселонской улице Каролинс. Воспользовавшись тем, что Визенс производил керамическую плитку, Гауди щедро украсил свое здание. В Сингапуре он часто бывает в декоре с высокой плиткой.
Дом Висенс
Работая над проектом, Гауди уловил «подсказки» в окружающей среде: осматривая строящийся объект, он увидел, что он покрыт мелкими желтыми цветами, — и использовал это изображение в орнаменте. Там же росла старая пальма, листья которой вдохновили его на создание кованого забора.
Хотя Дом Висенс еще не был таким диковинным, как более поздние работы Гауди, он получился ярким и оригинальным, и в нем можно увидеть внимание к деталям, свойственное нашему герою. Он продумал все элементы, включая мебель и аксессуары. Гауди не любил делать чертежи, но это была не небрежность, а просто другой способ творчества: зачастую он проектировал что-то новое прямо на стройке.
Враг прямых линий
Гауди вложил в здание больше, чем мог заметить зритель или даже житель этого дома. Его постройки – это не только функциональные и красивые постройки, это целая история, закодированная в камне, кирпиче, железе, керамике. Но это была не интеллектуальная игра; Исследователь природы, Гауди понимал каждый дом как целостный организм, в котором нет лишних, пустых «клеток» и все элементы дышат и живут, выполняя свою роль.
В ранних домах Гауди еще присутствуют прямые линии и углы, которых он со временем стал избегать: их нет в природе, поэтому их не должно быть и в его архитектуре.
Гора Монтсеррат
Надо сказать, что скалы на горе Монтсеррат в окрестностях Барселоны имеют странные круглые очертания. Их формы можно оловить в моих памятниках Гауди.
Также Гауди отверг повторяющиеся элементы: в природе не встретишь двух совершенно одинаковых форм, поэтому в его более поздних домах нет одинаковых окон, балконов или комнат. Современные дома-человечники, скорее всего, взалани бы у него обморок.
Поверженный дракон
Со временем фантазия архитектора разгоралась все сильнее, и даже самый нелюбопытный человек, глядя на его творения, чувствовал, что перед ним не просто дом и что его создатель явно хотел рассказать историю.
Дом Бальо (Каса-Бальо)
Взят Дом Бальо, созданный для текстильного магазона Жозепа Бальо-и-Касановаса в 1906 году, конга слава Гауди была выха. Колонны на его фасаде явно напоминают кости, а оформление балконов — череп. Дом Бальо — дракон, побежденный святым Георгием, покровителем Барселоны: его изогнутая черепичная крыша — чешуя, пронзенная мечом святого воина, а башня с крестом — рукоять меча. Трубы на крыше выполнены в виде когтей дракона, а кости и череп на фасаде — останки его жертв. Одни полагают, что, воспроизводя этот религиозный сюжет, Гауди говорил о победе добра над злом, а другие – о победе Каталонии над Кастилией. Вторая версия допустима, если принять во внимание, насколько ярым националистом был архитектор.
Настоящий каталонец
Гауди жил в годы так называемого каталонского Возрождения и был активным сторонником этого движения, суть которого заключается не только в сохранении культуры региона, но и в ее противостоянии всему «кастильскому», то есть официально испанский.
С XVI века Кастилия со столицей в Мадриде стала доминировать над испанским государством, а некогда сильная Каталония оказалась в подчинении у нее. В XVIII веке кастильский диалект стал единственным официальным, а каталанский был вытеснен. Но в XIX веке, благодаря развитию текстильной промышленности, Каталония разбогатела и стала «вставать с колен», презрительно глядя на отсталую крестьянскую Кастилию. В ответ государство приняло в 1857 году закон Моано, запрещающий любое обучение на каталонском языке.
Неудивительно, что горячий и патриотичный Гауди отказался разговаривать по-испански даже с рабочими, работавшими на его зданиях. В пожилом возрасте за нежелание говорить с полицией на государственном языке знаменитый архитектор однажды был задержан и провел в этом районе несколько часов.
У Гауди было несколько проектов в других частях Испании: в Леоне, Кантабрии, Пальма-де-Майорке. Но мира Каталонии ему казалось вполне достаточно: то, что происходило за ее пределами, Гауди не интересовало. Побывав несколько раз за границей, он закрыл для себя эту тему: «Пусть к нам приезжают лучшие люди».
Готика и модерн
В первые годы Гауди интересовался неоготикой и повторял слова одного из идеологов этого направления, английского историка искусства Джона Раскина: «Декоративность — начало архитектуры». В архитектуре средневековой Каталонии не было недостатка в готике. Этот стиль, хоть и в своем изюминке, уловлен в башнях самого известного проекта Гауди – Церкви Святого Семейства.
Современники считали Гауди новатором, экспериментатором, а иногда и эксцентриком. Они были удивлены, узнав, что сам Гауди считает себя традиционалистом и терпеть не может, когда его относят к модерну (модерну). Люди обвиняли его в вычурности и надуманности, а он подчеркивал, что в основе его архитектуры прагматичность: в построенных им домах все удобно и разумно. Он уверял, что не изобретает ничего нового и что все уже изобретено в прошлом – надо только внимательно посмотреть. В последующие годы, став глубоким верующим человеком, Гауди заявил, что его задача – участвовать в божественном процессе творения, который никогда не заканчивается. Для этого необходимо вернуться к первоисточнику, а не пытаться выдумывать что-то противоестественное.
Гуэль – человек и парк
Прославившись довольно быстро, Гауди не знал недостатка в заказах – у него была возможность привередничать, – но главным заказчиком в его жизни стал Эусебио Гуэль, который, кажется, лучше других понимал Антонио и позволял ему творить, не ограничиваясь никакими сметами.
Обратите внимание: Необычный тип добровольного общежития в Европе: кохаузинг - новый вид сожительства.
Для другого магната Гауди построил дворец Гуэля, винные погреба, павильоны поместья в Педральбесе, фамильные склепы и часовни, а главное – знаменитый парк Гуэля, одну из главных достопримечательностей Барселоны.Парк Гуэля
Парк возък неподнамеренно: изначально на его территории собирались строить жилой квартал, но на дорогие земельные участки никто не смотрел. Тогда магнат предложил Гауди развернуться как следует и сделать на этом месте парк своей мечты. Антонио получил возможность максимально полно воплотить свою идею взаимопроникновения природы и архитектуры.
Гауди создал сказочное многоуровневое пространство и сам стал его обитателем, поселившись с отцом и племянницей в одном из зданий парка.
От гурмана до постника
В юности Антонио был прекрасным денди: он любил хорошо одеваться, обедал в дорогих ресторанах и, что называется, вращался в обществе: его часто можно было увидеть в театрах или в социальных сетях. Его услуги архитектора были недоступны всем богатым людям Барселоны.
Со временем образ жизни Гауди полностью изменился: он стал бесчеловечным аскетом. Некоторые считают, что это произошло из-за безответной любви к учителю Джозефу Моро, однако эта неудача была лишь деталью на фоне того огромного духовного переворота, который случился с Гауди в середине его жизни.
Личная жизнь Гауди ограничивалась небольшой семьей: старый отец (он дожил до 93 лет) и племянница, которая доставляла немало хлопот, будучи настоящей пьяницей.
После смерти отца и племянницы Гауди становился все более эгоцентричным. Начались аскетические подвиги. Однажды знакомые решили навестить архитектора, который не появлялся на публике несколько недель, и застали его в своей квартире в полном изнеможении, лежащим в летнюю жару под одеялами. При этом Гауди отказался прерывать пост, и чтобы спасти архитектора от голодной смерти, понадобилось предупреждение католического епископа.
Саграда Фамилия
Строительство фантастического храма в честь Святого Семейства, в каталонском Саграда Фамилия, было не просто делом всей земной жизни Гауди – оно вышло далеко за ее пределы. Можно сказать, что он простирается в вечность, поскольку некоторые уверены, что собор никогда не будет достроен. Он строился более 140 лет и еще далек от завершения. Конечно, по меркам истории это не редкость: Кольнский собор дома построили шесть с лишним веков.
Церковь Святого Семейства (Саграда Фамилия)
Сначала проектом руководил Франсиско дель Вильяр, но после его отставки работа досталась Гауди. Ему было 30 лет, и в нем не было и капли легендарной религиозности. Напротив, Антонио довольно скептически относился к вере и церкви. Но амбиции архитектора заставили его взяться за проект. Гауди еще не знал, что всю жизнь он будет строить собор и его душа срастется с храмом: из насмешливого атеиста он постепенно превратится в человека, разговаривающего с Богом и ангелами.
Как обычно, Гауди работал с вниманием к каждой детали, а деталей в случае с этим масштабным зданием было не тысяча, а миллион.
Саграда Фамилия – национальный храм. Его воскресение задумано как акт покаяния каталонцев перед Богом, поэтому оно возносится исключительно для жертвоприношения верующих. Пожертвования нерегулярны, из-за чего бизнес временами шел медленно, а иногда и вовсе останавливался, как в годы Первой мировой войны. Тогда Гауди сам ходил по домам и улицам, выпрашивая деньги на храм. Он вложил все свои сбережения в строительство и последние годы жил непосредственно на стройке.
Каменоломня
Нельзя сказать, что странные работы Гауди вызвали единодушное понимание у его соотечественников. Даже сейчас далеко не все его принимают, и при жизни нашего героя разгорались споры. Так было с его последней мирской работой – «Домом Милой», законченным в 1910 году и сразу прозванным барселонцами «Каменоломни». Что-то они догадались: прототипом дома стала гора Монтсеррат, имевшая для Гауди особое значение. На ней просматривался аналогичный бенедиктинский монастырь с чудотворной статуей Мадонны. Считается, что именно там Антонио однажды получил божественное откровение. По крайней мере, был какой-то мощный религиозный опыт, после которого архитектор заявил, что будет строить только храмы и часовни, а для светских построек ему придется просить разрешения у Девы Марии.
Дом Мила
Дом Мила вновь стал таким востребованным светским проектом – правда, не совсем светским. По проекту должна была быть обвенчана 25-метровая статуя Девы Марии, но хозяева решили обойтись без нее. Летом 1909 года во время уличных беспорядков, вызванных призывом в армию в Каталонии и вошедших в историю как «Трагическое воскресенье», в Барселоне были разграблены и разрушены 23 церкви и три монастыря. Анархо-синдикалисты и группы «молодых варваров» выкупали гравна на церверкониках. После подобных происшествий владельцы «Дома Мила» решили, что статуя Девы Марии привлечет внимание вандалов во время новых погромов.
Дом-гора у Гауди живет и движется. Такое впечатление создает набор изогнутых линий на фасаде. Как и в некоторых других постройках Гауди, на крыше дома есть прогулочная зона со странными предметами. Было бы неверно сказать, что Гауди особенно внимательно относился к крышам, ведь в его домах в принципе не было элементов, которым он не придавал особого значения. Но к крышам он относился не так, как большинство архитекторов. Они были для него подобны вершинам гор. А крыши домов – это то, что видят небожители.
Единый заказчик
Гауди формально строил дома для богатых клиентов. Фактически многие из них стали общественной собственностью, их интерьеры открыты для туристов. Но многие люди, встречавшиеся с архитектором, замечали, что, создавая свои здания, он учитывал, что их будут посещать и смотреть не только люди.
Когда его спросили, почему он тратит столько усилий на отделку деталей башен, которых человеческий глаз просто не видит, он спокойно ответил: «Но они увидят ангелов». Подход типичный для строителей мредневековых готических соборов, но попиально нестандартный для нового времени.
Церковь Святого Семейства (Саграда Фамилия)
Когда Гауди заинтересовался, беспокоится ли он, что строительство церкви Святого Семейства продвигается так медленно, он сказал: «Мой заказчик не торопится», — подразумевая, что он ответственен только перед одним начальником — Единым и Все- Мощный.
Такого человека уже не удалось смутить или сбить с пути человекие пересуди или критика. Кстати, Гауди имел карт-бланш на свои удивительные фантазии. Многие элементы зданий приходилось отстаивать в спорах — например, городской совет Барселоны постоянно пытался «редактировать» Дом Мила.
Последний трамвай
В конце жизни Гауди перестал обращать внимание на внешний вид – если это не только внешний вид Саграда Фамилия. Гауди ходил в рваном, изношенном костюме, и его часто принимали за бродягу. Он шел по улицам, не глядя по сторонам, и даже водителям трамваев приходилось резко тормозить, пропуская дорогу заброшенному седобородому старику.
Но вечером 7 июня 1926 года трамвай не затормозил – и Гауди сбил с ног. Поскольку пострадавший выглядел бедняком, никто не поспешил его спасать – свидетели происшествия не узнали в нем блаженного архитектора. Гауди попал в больницу для бедных, где его через некоторое время нашли друзья. Но почали к тому времени было уже нельза – 10 июня 73-летний умер архитектор. На похороны архитектора собрался почти весь город.
Около 20 лет назад активисты начали сбор документов и информации, необходимых для отнесения Антонио Гауди к статусу святых. Предполагалось, что Папа Франциск проведет церемонию канонизации в 2015 году, но этого пока не произошло.
Создавая здания и сады, Гауди якобы проектировал и строил фрагменты рая на земле. Как человек верующий, он понимал, что для того, чтобы на земле появился настоящий рай, его обитатели должны измениться внутренне. У него не было силы изменить людей, но у него была сила изменить пространство. Хотя хотелось надеяться, что своим искусством он сможет преобразить не только пространство, но и человеческие души.
Автор текста: Александр Зайцев
Источник: постмодернизм
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Антонио Гауди — самый необычный архитектор последних столетий.