Время не стоит на месте, а вместе с ним развитие новых технологий и разработка строительных материалов. Одним из таких относительно новых, инновационных материалов, является геотекстиль, применение, которого в сфере строительства автодорог и гидротехнических систем позволило сократить финансовые вложения и существенно продлить их эксплуатационный срок.
Что такое геотекстиль
Геотекстиль – это относительно прочное и водопроницаемое полотно, которое изготавливается из синтетического сырья, например, из базальтового или стекловолокна, полиэфирных или полипропиленовых нитей, или других полимерных материалов. В зависимости от исходного сырья, геотекстильное полотно изготавливают способом иглопробивания, склеиванием, сплавлением или плетением одной непрерывной нити.
Виды геотекстиля
Геотекстиль классифицируют на два основных типа в зависимости от особенности технологии его производства: тканное и нетканое полотно. Тканный геотекстиль производят способом переплетения синтетических или полиэфирных нитей под прямым углом. При этом конечная прочность материала, напрямую зависит от исходной прочности и гибкости волокна, а также от плотности волокон, то есть, от расстояния между параллельными и пересекающимися волокнами. От плотности зависит цена на геотекстиль.
Нетканый геотекстиль в основном изготавливают из полимерных или полиэфирных материалов способом иглопробивания или сплавления. В независимости от технологии производства, готовое геотекстильное полотно обладает высокой степенью гибкости, деформируемости и водопроницаемостью. Однако данные свойства материала зависят в первую очередь от его плотности.
Плотность геотекстиля
Плотность полотна ни в коем случае нельзя путать с его прочностью. От плотности напрямую зависит степень деформируемости и водопроницаемости. Тогда как прочность, это показатель максимально выдерживаемой нагрузки. Чтобы было понятно, например, если взять марлю и брезент с одинаковой плотностью, то прочность у этих материалов будет совершенно разной, так как волокна брезента более прочны, нежели волокна марли.
В сфере строительства дренажных и гидротехнических систем применяют геотекстиль с плотностью 80-1000 г/кв.м. Например, при строительстве взлетных полос и автомобильных дорог применяют геотекстиль с плотностью не ниже 400 г/кв.м, изготовленный иглопробивным способом. Тогда как для устройства дренажной системы на дачном участке, вполне приемлемо использовать материал с плотностью от 200 г/кв.м, а для облагораживания загородного участка, вообще полотно с плотностью от 100 г/кв.м. При этом, конечно, помимо внешней нагрузки обязательно учитывают качество грунта, то есть, его стабильность и предрасположенность к пучению или эрозии.
Как выбрать геотекстиль
Выбирая оптимальный материал, прежде всего, необходимо определиться с задачами, которые он будет выполнять. При строительстве дорог или пешеходных дорожек важно избежать дальнейшей просадки грунта. Для армирования и усиления грунта в основном применяют геотекстиль изготовленный иглопробивным способом. Данный материал обладает меньшей водопроницаемостью.
В случае если геотекстиль подбирается для создания дренажной системы или облагораживания земельного участка, то оптимально использовать тканое полотно из мононити. Такой материал препятствовует смешению разных по качествам технологических слоёв почвы и дренажной системы, при этом обеспечивая достаточную водопроницаемость.
Выбор геотекстиля оптимальной плотности:
• 20-30 г/кв.м – применяется для защиты посевных семян от птиц. Хорошо пропускает дождевую воду и солнечный свет. Застилается прямо на землю.
• 40-60 г/кв.м – используется для монтажа парников и теплиц вместо полиэтиленовой пленки. Пропускает влагу и солнечные лучи.
• 60-80 г/кв.м – применяется для оборачивания дренажных труб и в качестве фильтров геомембран.
• 100 г/кв.м – применяется при облагораживании дачных участков и обустройстве газонов.
• 200 г/кв.м – служит для создания комплексных дренажных систем.
• 250 г/кв.м – используют при строительстве автодорог, рассчитанных только на легковой транспорт.
• 350 г/кв.м — для строительства автодорог федерального значения, рассчитанных на тяжелый грузовой транспорт.
• 400 г/кв.м – для строительства взлетных самолетных полос.
• С более высокой плотностью геотекстиль используют при строительстве гидроэлектростанций или танковых полигонов.
Применение геотекстиля в разных отраслях
Применение геотекстильного полотна очень разнообразно. Его используют при строительстве взлетных полос, автомобильных дорог и парковых дорожек, применяют при изготовлении дренажных систем на дачных участках, используют при прокладывании подземных трубопроводов и при создании ландшафтного дизайна. В садоводстве геотекстиль также применяют в качестве временной защиты посаженных семян от птиц вредителей и чрезмерного солнечного света.
Применение в дренажных системах
Если загородный участок находится в низине или вблизи от расположенного водоема, то велика вероятность, что в почве сезонно возможно поднятия уровня грунтовых вод. Высокий уровень грунтовых вод приводит к вымыванию почвы и образованию пустот под фундаментом дома и других построек. Также грунтовые воды оказывают негативное влияние на рост плодовых деревьев и декоративных растений. Получается слишком избыточное количество влаги в почве.
Данная проблема решается созданием комплексной дренажной системы, состоящей из проходных и накопительного колодца, которые связаны между собой в единую цепь дренажными трубами. При этом дренажные трубы размещают в траншеях, непосредственно, в толще гравийной насыпки. Но тут существует одна проблема, слой гравия способен со временем заиливаться, то есть, забиваться крупными частицами грунта. Чтобы этого избежать на дно траншей изначально засыпается гравийная подушка высотой 10-20 см. затем на дно и стенки траншеи застилается цельное полотно геотекстиля, а дальше, поверх геотекстиля насыпается ещё один слой гравия высотой 20-25 см, в котором и размещают дренажные водоотводные трубы. Оставшиеся лопасти геотекстильного полотна загибают друг на друга и, в конечном счёте, дренажная траншея засыпается доверху обычным грунтом. Более подробно о строительстве дренажных систем можно прочитать в статье: устройство дренажной системы.
Строительство дорог и тротуаров
Если речь идёт про конкретно взятый загородный участок, то мы имеем, как правило, грунт с его определенными качествами. При строительстве автомобильных дорог ситуация абсолютно иная. Учитывая большую протяженность автомобильной дороги, на её протяжении встречается грунт с различными качествами. Например, где-то может встретиться грунт с высокими грунтовыми водами, а где-то просто нестабильный грунт, подверженный эрозии или провалам. Для того чтобы усилить грунт и придать ему стабильность в качестве армирующего материала применяю геотекстильное полотно. В случаях же, когда велик риск оползней, вместо геотекстиля в виде полотна, применяют армирующие грунт георешётки.
Помимо автомобильных дорог, геотекстиль также с успехом применяется при создании пешеходных зон. Сегодня широкую популярность получила тротуарная плитка или брусчатка. До появления на строительном рынке геотекстильного полотна, мощенные тротуарной плиткой или брусчаткой пешеходные территории, имели сравнительно непродолжительный эксплуатационный срок. Обычно спустя 8-10 лет тротуарная плитка проседала, так как попавшая между её швов дождевая вода частично вымывала песчаную подушку.
По современной технологии, прежде чем укладывать тротуарную плитку, слой почвы изначально хорошо трамбуется, затем на его поверхности насыпается дренажный слой высотой 5-7 см из гравия с фракцией 20 мм. Далее поверх гравия застилается геотекстиль, поверх которого уже формируют насыпную подушку из карьерного песка, которая служит основанием для мощения тротуарной плитки. В данном случае геотекстиль выполняет сразу две функции: он предотвращает смешивания между собой песчаного и земляного слоя и препятствует заиливанию дренажного слоя из гравия.
Геотекстиль в конструкции кровель инверсионного типа
В последнее время широкую популярность приобрели плоские кровли инверсионного типа. Основное их отличие от обычных плоских кровель на основе битумных материалов заключается в том, что на поверхности инверсионной кровли можно организовать живой газон или площадку для отдыха.
По своей конструкции, такая кровля состоит из плитного или монолитного бетонного перекрытия, поверх которого выполняется гидроизоляционный слой битумными материалами. Далее поверх гидроизоляционного слоя настилается дрениз, обеспечивающий отвод излишков влаги. Поверх дрениза монтируется утеплитель, который полностью накрывается геотекстилем. Завершается монтаж инверсионной кровли созданием на поверхности геотекстиля песчано-цементной подушки, на которой монтируют тротуарную плитку. Вместо тротуарной плитки, нередко производят насыпку слоя плодородной почвы толщиной около 5 см, на котором высаживается газонная трава.
Геотекстиль на приусадебном участке
Во время озеленения участка, нередко сталкиваются с такой проблемой, когда из-за особенностей почвы не все растения возможно посадить. Например, почва слишком щелочная или в ней преобладает глина. В этом случае там, где планируется посадка слишком требовательных растений или кустарников выполняют разделение почвы геотекстилем. Убирается часть грунта непригодного для садоводства на определенную глубину, в зависимости от корневой системы высаживаемых растений. После выборки грунта настилается геотекстильное полотно и, образовавшуюся полость наполняют оптимальным плодородным слоем почвы. В данном случае геотекстиль выполняет функцию барьера, то есть, не позволяет смешиваться между собой грунтам с разными свойствами.
Ещё одним применением геотекстиля на приусадебном участке, является использование его для защиты посаженных семян от птиц вредителей. Геотекстильным полотном либо накрывают участок почвы с посаженными семенами, либо его используют вместо пленки при возведении теплиц или парников. Для такого применения используют геотекстиль с минимальной плотностью 20-30 г/кв.м, чтобы дождевая вода и солнечные лучи могли беспрепятственно проходить через материал.