Дизайн-мышление: особенности, сфера применения
Впервые идея дизайн-мышления была сформулирована Гербертом Саймоном в 1969 году в книжном издании «Науки об искусстве». Позднее ее развили ученые из Стэнфордского университета, которые потом основали Стэнфордский институт дизайна.
В современном мире дизайн-мышление определяется в качестве методики, приводящей к комплексному пониманию пользователя, опровержению ложных утверждений и нахождению неявных альтернативных решений.
Основные понятия
На сегодняшний момент нет такой сферы, которая настолько же подробно изучает потребности клиента, старается предугадать его желания и действия, как UI/UX-дизайн. Его задачей является сделать взаимодействие человека и компьютера максимально комфортным и эффективным. Примеры дизайн-мышления доказывают результативность этой методики для различных сфер бизнеса.
Также описываемая методология является одним из главных предметов исследований специалистов в области программирования и проектирования программных продуктов. Она ставит на первый план интересы самого потребителя, а не производителя товаров или услуг. Организация дизайн-мышления в бизнесе состоит из следующих этапов:
- эмпатии;
- фокусировки;
- генерации идей;
- прототипа;
- тестирования.
Эмпатия в представленной области заключается в достижении глубокого понимания разработчиками проблем потребителей их продукции, а также практическое перенимание пользовательского опыта. Фокусировка означает четкое формулирование основных задач и сосредоточение на них.
Во время генерации идей происходит выписка наиболее подходящих решений. На основании этих решений формируется прототип продукта и его дальнейшее тестирование.
Сфера применения и идеология дизайн-мышления
Принципы дизайн-мышления можно применять не только в ИТ-индустрии. Методология активно используется в туризме для разработки интересных туров, ремонте жилых помещений, запуске новых проектов и подобных сферах бизнеса. Также дизайн-мышление применяется при запусках проектов, при разработке программных продуктов, дизайна сайта, логотипа и прочих средств айдентики.
Максимальную эффективность концепция проявляет в сферах, где часто нужно выходить за пределы имеющихся стереотипов и методов решения задач. Инструменты дизайн-мышления применяют специалисты арт-студий, компаний по разработке ПО и так далее. Метод дизайн-мышления держится на таких принципах, как:
- эмпатия – умение сопереживать человеку, понять его мысли и чувства;
- нестандартные способы мышления – способность придумывать интересные идеи;
- применение прообразов – создание прототипов решений;
- минимализм в разумных пределах – умение убрать все лишнее;
- принятие неудач – навык переносить неудачи и извлекать из них опыт;
- ориентация на потребительский опыт – способность преобразовать характеристики продукта в преимущества.
Развитие дизайн-мышления во всем мире обусловлено эффективностью и простотой этой методики. Точность полученной с ее помощью информации позволяет легко применять концепции в таких деликатных сферах, как медицина. К примеру, было замечено, что помещение с МРТ-сканером вызывает неудобства у детей.
В ходе генерирования идей было предложено сделать такой кабинет в медицинском центре, который стал бы частью интересной истории. Во время тестирования на небольшой группе детей выявили, что 87 % детей перестали бояться ходить на МРТ, а 12 % из них пожелали вернуться второй раз.
#Продукт #цифровой продукт #дизайн #дизайн-мышление #бизнес
Denis Katkov, о создании цифровых продуктов