Сегодня многие задаются вопросом: почему, имея все современные бытовые помощники — стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы — современным родителям бывает так тяжело? Ответ кроется не в технике, а в радикальном изменении самих стандартов ухода за детьми и родительских ожиданий.
Под "в СССР" в данном контексте понимается преимущественно послевоенный период 60-70-х годов. Это обобщение, так как более длительный исторический отрезок был слишком разнообразным.
Самостоятельность vs. Безопасность: как изменились границы
В советское время социальная среда была иной. Коммунальные квартиры создавали своеобразное сообщество, где соседи могли на пару минут присмотреть за ребёнком или старшие дети следили за младшими, включая соседских. Это давало родителям определённую свободу, но с точки зрения современных норм безопасности такие практики вызывают вопросы. Сегодня подобное могло бы стать поводом для вмешательства органов опеки.
Дети часто самостоятельно ходили в детский сад, а некоторые даже пользовались общественным транспортом. Для родителей это было удобно, но уровень риска был высоким. Современные нормы категорически не приемлют такого подхода.
Оставлять детей одних дома, даже дошкольного возраста, было обыденностью, о чём свидетельствуют и семейные истории, и художественная литература того времени. Сегодня подобные действия расцениваются как халатность и могут повлечь серьёзные последствия.
Обратите внимание: Современные бани — советы для начинающих.
Младшие школьники сами разогревали себе еду на газовых плитах, а после школы их досуг часто проходил без присмотра взрослых — на стройках, чердаках или свалках. В современном обществе такая картина характерна лишь для крайне неблагополучных семей.
Новые образовательные и психологические нагрузки
Раньше подготовка к школе не была обязательной. Ребёнка могли отдать в первый класс, не умея читать или писать, — этому должна была научить школа. Сегодня ситуация противоположная: требуется основательная дошкольная подготовка. Родителям приходится погружаться в развивающие методики, детскую психологию и медицину, перерабатывая огромные объёмы информации.
Кроме того, изменились стандарты послеродового периода. Раньше у матери было больше возможностей для кратковременного отдыха, тогда как сейчас культивируется модель постоянного, непрерывного контакта с младенцем.
Да, в сравнении с СССР сейчас детоцентризм
На государственном уровне часто продвигается модель "естественного родительства", которая, с одной стороны, полезна для ребёнка, а с другой — экономически выгодна государству, так как надолго привязывает женщину к дому.
Современный стандарт включает в себя слинги, долгое грудное вскармливание, совместный сон, множество медицинских обследований (сопряжённых с бюрократическими сложностями по ОМС), развивающие занятия, обязательные долгие прогулки, раннее закаливание и массажи. Добавим сюда абсурдность ситуации, когда запись в детский сад необходимо производить сразу после рождения ребёнка.
Мы отошли от вредных практик прошлого, вроде метода "дать проораться", который, как теперь известно, травмирует психику ребёнка. Современный подход включает изучение детской психологии, развитие эмоционального интеллекта, постоянное общение с рождения. Это, безусловно, прогресс, но он требует колоссальных душевных и физических затрат, часто ведущих к эмоциональному выгоранию родителей.
Учусь жизни у кота
5 июля
Невыполнимые стандарты быта и внешности
В СССР бытовые стандарты были значительно ниже. Уборку и готовку делали раз в неделю, стирали реже, а ежедневный душ не был обязательным ритуалом.
Сегодня на матерей давит гора нереалистичных стандартов красоты: ожидается, что сразу после родов она вернёт "тело Барби", а в декрете будет успевать делать маникюр, эпиляцию, фитнес и уход за лицом. Всё это — при условии постоянной вовлечённости в жизнь ребёнка и без возможности попросить о помощи, чтобы не услышать упрёк: "Ты ж для кого рожала?!"
Кроме всех этих житейских вещей изменился и подход, при чём колоссально
Лидия Окольская, старший научный сотрудник Института социологии РАН, проанализировала данные двух крупных исследований: "Советский человек" Юрия Левады и "Всемирное исследование ценностей". Респондентов просили выбрать пять качеств, которые они хотели бы воспитать в своих детях из списка:
- независимость, самовыражение
- трудолюбие
- ответственность
- воображение
- терпимость и уважение к другим людям
- бережливость (бережливое отношение к вещам и деньгам)
- решительность
- настойчивость
- религиозность
- бескорыстие, неэгоистичность
- послушание
Я выбрала бы воображение, решимость, терпимость и уважение к другим людям, независимость, самовыражение и, пожалуй, настойчивость.
Предпочтения прошлых лет сегодня могут показаться странными. Например, ценность самовыражения для детей игнорировалась в 1990, 1995 и 2006 годах, и лишь к 2011 году 32% родителей захотели видеть это качество в детях. Важность бережливости упала с 61% в 1990 до 51% в 2011. При этом, по необъяснимым причинам, растёт желание воспитывать в детях послушание.
А какие качества выбрали бы вы?
#стандарты воспитания #воспитание детей #современные дети #дети прошлого #уход за ребенком #характер ребенка #стандарты красоты #стандарты быта #быт
Еще по теме здесь: Быт.

