Храм Христа Спасителя: История, живопись и возрождение

История и разрушение

Храм Христа Спасителя, возведённый в память о победе в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора Константина Тона, был освящён в 1883 году. Это величественное сооружение стало символом веры и национальной памяти. Однако с приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания. В 1931 году храм был варварски взорван, а на его месте планировалось построить Дворец Советов — грандиозный памятник новой эпохе. Этим планам помешала война, и в итоге на историческом фундаменте появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший несколько десятилетий.

Смотрите старые фотографии: Храм Христа Спасителя. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/2805

Перед разрушением из храма вывезли множество ценностей. Часть элементов, например, большие мраморные мемориальные доски, использовали для отделки новых административных зданий. Некоторые горельефы с фасада удалось спасти — сегодня их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть масштабных полотен кисти Василия Верещагина были аккуратно намотаны на валы и переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде, где позже их отреставрировали. Сохранились и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» из алтаря, а также алтарное мраморное кресло — эти артефакты теперь находятся в музее при восстановленном храме.

Возрождение святыни

Переломным моментом стал 1988 год, когда в Советском Союзе, несмотря на официальный атеизм, торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Это событие смягчило государственную политику в отношении религии. По всей стране стали возникать инициативные группы, выступавшие за возвращение верующим храмов. Активные граждане, ратовавшие за восстановление Храма Христа Спасителя на его историческом месте, собрали тысячи подписей. Был создан специальный фонд, и власти приняли решение: бассейн «Москва» закрыли, а на его месте за пять лет (с 1994 по 1999 год) возвели храм, внешне точно копирующий оригинальное здание Тона. Для сравнения: строительство первого храма в XIX веке заняло 44 года. 31 декабря 1999 года восстановленный храм открыл свои двери для верующих, а в рождественскую ночь в нём прошла первая торжественная литургия.

Смотрите старые фотографии: Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918

Смотрите старые фотографии: Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917

Великолепие внутреннего убранства

Внутреннее пространство храма украшает грандиозная роспись общей площадью около 22 000 квадратных метров. В XIX веке над созданием фресок и картин трудились лучшие живописцы Императорской Академии художеств: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский и другие. Работа над убранством тогда заняла около двадцати лет.

Храм имеет три престола: главный — в честь Рождества Христова, и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

Воссозданием живописного убранства в конце XX века занималась Российская Академия художеств под руководством Зураба Церетели. Координатором группы специалистов был священник Леонид Калинин. Десятки талантливых мастеров, таких как Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко и Сергей Присекин, возглавляли бригады художников. Сравнение с архивными фотографиями показывает, что основные сюжетные композиции были воспроизведены с высокой степенью точности.

На своде главного купола изображён Господь Саваоф (Ветхий днями) в момент творения вселенной. Его убелённая сединами голова и воздетые руки символизируют одновременно акт творения и благословение. Вокруг — земной шар и крылатые херувимы, озарённые пламенем первозданного огня.

В поясе главного купола представлены образы ветхозаветных пророков и праотцев, которые предвозвещали пришествие Спасителя или были свидетелями Его жизни.

На сводах малых куполов можно увидеть изображения Святого Духа в виде голубя, окружённого семью дарами; Спасителя на престоле; младенца Иисуса Христа в окружении ангелов и Господа Вседержителя.

Центральное место в храме занимает главный иконостас, выполненный в виде восьмигранной часовни из белого мрамора с изящной инкрустацией. Он увенчан позолоченным бронзовым шатром и состоит из четырёх ярусов с иконами. Внутри часовни находится престол. Иконостас представляет собой целую богословскую программу: от образов Господа и Богородицы у Царских врат до изображений праздников, новозаветных святых и ветхозаветных пророков.

На парусах, поддерживающих центральный купол, изображены ключевые евангельские события: Преображение Господне (и евангелист Матфей), Вознесение (и евангелист Иоанн), Воскресение Христово (и евангелист Марк), Сошествие Святого Духа (и евангелист Лука).

Смотрите старые фотографии: Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368

Смотрите старые фотографии: Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371

Среди главных святынь храма — мощи святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

Смотрите старые фотографии: Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914

Память о войне 1812 года

Стены галерей храма украшены мраморными досками с хроникой событий Отечественной войны 1812 года. Здесь в подробностях описаны сражения, перечислены воинские подразделения, имена погибших и награждённых. Также воспроизведены исторические документы: манифесты Александра I о начале войны, воззвание к народу об ополчении, манифест об изгнании Наполеона и, наконец, указ о строительстве самого храма как благодарности Богу и памятника русскому народу.

Современные пространства комплекса

При восстановлении храмового комплекса появились новые помещения, которых не было в оригинальном проекте. Они расположены в стилобатной части (на месте бывшего холма) и включают в себя Преображенскую церковь, Музейную галерею, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также служебные помещения.

Зал Церковных Соборов, открытый в 2000 году, рассчитан на 1250 мест и оснащён современным акустическим оборудованием. Помимо проведения церковных соборов, здесь, по благословению Патриарха, проходят концерты духовной и классической музыки, фестивали, конференции и другие культурные мероприятия.

На фото: концерт «XII Священных Псалмов» в исполнении Галины Босой в сопровождении Патриаршего Хора храма Христа Спасителя.

Трапезные палаты

Трапезные палаты предназначены для проведения официальных приёмов и трапез во время церковных соборов. В обычные дни некоторые залы работают как благотворительные столовые для паломников, а также используются для выставок и мероприятий. Пять залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный и Аванзал) могут вместить до 1500 человек. Их интерьеры, выполненные в древнерусском стиле с лепниной и резными изображениями святых, создают торжественную атмосферу. Автор проекта — академик архитектуры Дмитрий Солопов.

Аванзал

Белый зал

Красный зал

На фото: музыкант Дмитрий Ревякин («Калинов Мост») во время дискуссии «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры».

Патриарший зал

Сергиевский зал

Фотографии: Евгений Чесноков

#городнапамять #москва #храмхристаспасителя #религия #православие #достопримечательности #моямосква #фрески #интерьеры #иконы

Еще по теме здесь: Интерьер.