Известный архитектор построил за свою жизнь не более десятка зданий Одно из них — Хилл-хаус, частный дом в пригороде Глазго


Макинтош проделал в живой изгороди отверстия, чтобы прохожие могли полюбоваться его творением.


Чарльз Макинтош

  • Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928) был шотландским архитектором, художником и дизайнером мебели.

  • С детства он серьезно занимался живописью и стал одним из самых выдающихся выпускников Школы искусств Глазго.

  • Во время учебы он сблизился с однокурсником Гербертом Макнейром и сестрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Друзья называли себя «Глазго четверкой» и вместе занимались рисованием, живописью, дизайном мебели и дизайном интерьера.

  • Маргарет стала не только соавтором Макинтоша, но и его женой: они поженились в 1900 году.

«Я талантлив, а Маргарет великолепна», — часто говорил Макинтош о своей жене, которая делала эскизы всех его интерьеров


Hill House расположен на вершине холма с видом на залив Ферт-оф-Клайд. По желанию заказчика фасад здания был покрыт серой штукатуркой.

Hill House – уникальное место. Это семейное убежище, музей, материализованный художественный манифест и энциклопедия искусства. В 1902 году Макинтош получил заказ на строительство Hill House. К этому времени в Глазго было построено первое крыло его новой художественной школы. На рубеже веков Макинтош украсил церковь в Глазго, несколько частных домов для друзей и меценатов, украсил музыкальные салоны и ультрамодные чайные, где по городу стали передвигаться богатые дамы. Здесь открылся этнический ресторан грубость чаепития и баров резко контрастирует с изысканной культурой.


Гостиная с белыми стенами и окнами, выходящими на юг, — самая светлая комната в доме.

В мрачном индустриальном Глазго, который газеты того времени радостно сравнивали с «Адом Данте», минималистичные, ослепительно белые интерьеры Макинтоша, обставленные необычной геометрической мебелью, с высокими окнами повсюду, стали настоящей бомбой. Об архитекторе писали СМИ, о нем говорили в обществе.


Ресторан оформлен в темном дубе в соответствии с британской традицией.

Ремонт его собственной квартиры, которую он ремонтировал вместе с женой и коллегой Маргарет Макдональд, вызвал ажиотаж в округе. В доме на Мейн-стрит пара экспериментировала с контрастными черно-белыми комнатами, разделив пространство на мужское и женское.

Здесь умеют воплощать в жизнь идеи организации жилых пространств, которые должны возвышать человека, не давая ему забыть свои корни (стилизованные цветочные узоры – мебель, светильники и морилки от McIntosh Почти обязательный элемент). Стеклянные окна – по мотивам кельтских узоров).


«Музыкальный уголок» в гостиной. Картины были восстановлены реставраторами по старым фотографиям.

«Искусство — цветок. Жизнь — зеленый лист.

Обратите внимание: Дом в стиле лофт в пригороде- фотографии .

Пусть каждому художнику будет позволено создать свой цветок, и пусть мир поверит, что есть и может существовать в мире что-то более драгоценное, более прекрасное, более долговечное, чем сама жизнь»


Дизайн светильников гостиной перекликается с декором на стенах.

Макинтош соединил типичные для модерна тонкие изгибы со строгими, смелыми прямыми линиями. Именно этот новаторский прием принес ему мировую известность: на ежегодной выставке Венского Сецессиона в 1900 году выставка архитектора имела такой успех, что карету, в которой он и его жена ехали, архитектор пронес по улице люди.


Фрагмент вестибюля. Стены украшены типичными квадратными и прямоугольными узорами Макинтош.

Дома в Макинтоше стоят меньше, чем на континенте — трудно избежать традиционной викторианской гостиной, набитой чучелами животных и наполненной колониальными безделушками. «Злой язык» сравнивает аскетическую гостиную Макинтоша со средневековой камерой пыток. Хотя Макинтош, несомненно, был модной фигурой, заказ для него частного дома был во многом филантропическим, художественным и идеологическим жестом.


Макинтош всегда сам проектировал встроенную мебель для своих интерьеров.

Богатый шотландский издатель Уолтер Блейки едва не стал идеальным клиентом Макинтоша. Его не смущал экстравагантный подход к планировке зданий «изнутри наружу», то есть от внутренних функций к зонированию и визуальным решениям, а уж потом к конструктивной планировке. Хотя Блейки придерживался некоторых своих основных решений, например, что в доме должны быть серые оштукатуренные стены, он предоставил Макинтошу большую свободу.


По сей день интерьер зала сохранился.

Это важное условие для архитекторов, которые пропагандируют целостный подход к проектированию и в идеале желают диктовать своим клиентам даже разнообразие и длину срезанных цветов в вазе. Hill House изначально представлял собой стройный современный замок, который идеально вписывался в холмистый ландшафт Хеленсбурга.


Полный вид на спальню мистера и миссис Блейки.


Комод и гардероб главной спальни были созданы по эскизам Макинтоша.


Гардероб главной спальни был создан по эскизам Макинтоша.

Его монументальная аскетическая форма напоминает архитектуру шотландского барокко, его стиль подкреплен узкими окнами-бойницами, башенками и традиционными парапетными галереями.


В главной спальне есть впечатляющие сводчатые потолки.

Внутри дом полностью подчиняется замыслу Макинтоша, сотканному из замысловатых контрастов света и тени, темноты огромной библиотеки, мягкой приемной и ослепительно белой гостиной.

Тема чередования и сосуществования мужского и женского начал, плавного перехода от общественных зон к частной собственности владельцев переплетается, как крепкий стебель, с повторяющимся цветочным узором, придуманным Маргарет, и тянется, как веревка. Вместе Макинтош Дизайн мебели Hill House отличается строгими геометрическими линиями.


Знаменитый стул Макинтош с высокой спинкой стоит между двумя шкафами в спальне мистера и миссис Блейки. Разработанная архитектором специально для Hill House, эта модель завоевала большую популярность и переиздается до сих пор.

Макинтош никогда не шел на компромисс со своими клиентами: он даже давал им указания, какие цветы должны стоять в вазе и какой длины должны быть стебли


Для хозяйской спальни архитектор спроектировал необычный камин с металлической дверцей.

После «Хилл-Хауса» Чарльз Макинтош выпустил еще несколько успешных работ, но больше нигде нельзя проследить в полной мере придуманный им уникальный стиль. Спустя более чем десятилетие Макинтош полностью покинул мир архитектуры.

Макинтош был избалован свободой, предоставленной ему его покровителем, утонченным и привередливым поклонником искусства, и он не желал идти на компромисс. До своей злосчастной смерти от рака горла в 1928 году он больше не создавал картин, но оставил миру серию уникальных цветочных акварельных картин.


Зеркало-комод в главной спальне. Кстати, ее ванная комната была оборудована по последнему слову техники того времени: там был даже душ.

Больше интересных статей здесь: Интерьер.

Источник статьи: Известный архитектор построил за свою жизнь не более десятка зданий Одно из них — Хилл-хаус, частный дом в пригороде Глазго.