Прошло 20 лет с момента описываемых в фильме событий. 2001 год был показан в кинокартине 1968 года. Настолько точно режиссер предсказал реальный мир начала 21-го века — на это вопрос уже дано немало ответов. Но можно смело утверждать, что Стенли Кубрик создал эстетически совершенную картину, которая на два с половиной часа гипнотизирует любого, знакомого с современным искусством, человека.
Режиссер.
«Ну, я никогда не делал ничего такого размера, я имею в виду, никто никогда не делал …. Потребуется довольно много времени, чтобы разлить форму и все остальное. Затем потребуется еще месяц, чтобы охладить это, потому, что материал должен остывать очень медленно, иначе он лопнет. Затем его надо отполировать, на это тоже нужно время, по крайней мере несколько недель, чтобы все было идеально» , — так Майкл Бенсон в своей книге описывает момент заказа на Лондонской торговой ярмарка по плексигласу «инопланетного» Монолита для фильма. Осенью 1965 года.
«Он стоил больше, чем большой дом в Большом Лондоне», — тогда никто еще не предполагал, что эта ситуация стала прототипом дальнейших событий, затянувшихся на несколько лет.
Да, мой внимательный гость уже отметил, что в фильме «графитовый» монолит никак не мог быть из плексигласа. Ну т.е мог, но не стал. Стенли Кубрик отказался от готового реквизита, изготовленного за немалые деньги потому, что он показался ему недостаточно прозрачным, и придумал его заново. Матово-черным.
Перфекционизм режиссера распространялся на все, что делалось как в кадре, так и за ним. И если то, что происходит в кадре мы все видели (если не видели- ознакомьтесь), то за ним было еще интереснее. Кое-что можно найти в общедоступных источниках, но за более эксклюзивными деталями пришлось нырнуть поглубже. О некоторых из них я и хочу вам рассказать. И коротко едва ли получится.
Из доступных источников можно узнать, что к фильму были привлечены много известных брендов, более 40: IBM, AT&T, DuPont, Ford и General Motors, RCA и конечно Кodak. Что Vogue согласился придумала новый модный женский тренд «2001», и попросил DuPont создать ткань под названием «лунная материя», или «лунакрон». Часть мебели в Space Station — это серийные модели дизайнера Германа Миллера в 1964 года. А красные модернистские кресла из серии Djinn chair дизайнера Оливера Мурга.
Столовые приборы, используемые на корабле Discovery, принадлежат другому дизайнеру Арне Якобсену и сделаны еще в 1957 году. Много дизайнерских вещей того времени были очень прогрессивными и вовсю используются для вдохновения современными дизайнерами. А иногда и откровенно копируются.
Чуть менее известный факт — костюмы для фильма разрабатывал Харди Эмис, дизайнер королевы Елизаветы II. В момент просмотра это можно предположить, не так ли? 🙂
В 21-ом веке не будет выпуклых экранов
Но не стоит думать, что Кубрик пользовался готовыми решениями.
Подходящими для его замысла — да, но многое было придумано вновь и предсказало, не слишком близкое для 1965-го года, технологическое будущее. К примеру, он не стал пользоваться выпуклыми телевизионными экранами, как делали многие режиссеры в своих фантастических фильмах и более позднего периода. Командой Кубрика были разработаны плоские встроенные экраны «космических» мониторов, а также индивидуальные планшеты космонавтов. Для каждого такого устройства (и для планшетов тоже) за стенами локации, в консолях и стойках, скрывались громоздкие пленочные проекторы.
Для технических мониторов был разработан свой графический интерфейс и визуальный язык подачи цифровой информации. Режиссер держал под контролем силу светимости каждого монитора в кадре. Плоскость мониторных дисплеев была подсказана Кубрику специалистами Лаборатории Белла, Майклом Ноллом - пионером 3d анимации и Джоном Робинсоном Пирсом – создателем термина транзистор - ни много ни мало. И это «изобретение», пожалуй, даже обогнало развитие техники в реальном для нас 2001 году.
За каждой новой сценой фильма стояло новаторское архитектурно-конструкторское решение. «Жилая» центрифуга для космонавтов планетолета «Дискавери» - съемочная локация, в которой и располагались упомянутые мониторы – разрабатывалась Vickers-Armstrongs, авиационной компанией - создателем знаменитых британских истребителей Спит-файр, времен 2-й мировой. В этой «центрифуге» происходили съемки быта в среде искусственной гравитации. Они тоже обозначились новым технологическим подходом. Об этом можно узнать из документальных фильмов об «Одиссее» разных лет. Но пусть это информация достанется специалистам по съемке и режиссуре кино.
Моему блогу будут полезны материи более осязаемые и приземленные – организация жизненного пространства, т.е архитектура и интерьеры.
Впрочем, еще одно отступление – гардеробное. Хотя и связанное с дизайном напрямую.
Скафандр Гарри Лэнджа
Кубрик был верен себе и в подборе соратников. Карьера в киноиндустрии художника- концептуалиста Гарри Лэнджа, немца по происхождению, стартовала вместе с миссией «Одиссеи». Из Википедии можно узнать, что до кино он успел поработать в Агентстве по баллистическим ракетам армии США, а затем возглавил секцию будущих проектов в НАСА, работая над проектами космических кораблей вместе с Вернером фон Брауном - очень известные бренды и имена.
Поговаривали, что Лэндж держал на своем рабочем столе макет ракеты ФАУ-2. Возможно это преувеличение. 🙂
Ну так вот. Разработанный им скафандр для фильма был не только идеален по форме (даже сейчас он производит впечатления современного промышленного продукта), но и правдоподобен по функциям. Он был герметичен и оснащен небольшим баллоном со сжатым воздухом. Во время очередных съемок по выходу в открытый космос, дублер потерял сознание внутри скафандра - закончился воздух в баллоне.
Гарри Лэндж разработал множество концептов для «Одиссеи». Его творчество на проекте отражено в книге Кристофера Фрейлинга " The 2001 File", со множеством иллюстраций художника. Она по праву может стать одной из настольных книг дизайнера-концептуалиста . В последствии Лэндж работал над другими ооочень известными кинопроектами. Информацию о них вы с легкостью найдете сами. 🙂
Удивительно, но интерьеры Курбик придумывал сам, без привлечения именитых архитекторов. Конечно, вместе с командой. У Тони Мастерса, главного художника -постановщика, в подчинении было не менее 40 дизайнеров и архитекторов. Авторство оставалось внутри проекта. Цитирую: «Кубрик с командой дизайнеров в определенном смысле экстраполировали современные течения, спроецировав утопический «белый модернизм» Ле Корбюзье и школы Баухаус в отдаленное будущее.»
Белый, черный, красный. Беспроигрышный вариант.
"Космическая" Станция-5.
Когда Артур Кларк (писатель-фантаст и соавтор сценария «Одиссеи») посетил съемочный павильон проекта, он был ошеломлен: «Павильон был заполнен немного изогнутой структурой 150 футов (46 м) длиной и 30 футов (9 м) шириной, которая была подвешена на цепях за потолочные балки на пять уровней выше. На потолке были осветительные леса и невообразимое число рядов 1000-ваттных прожекторов, все они светили вниз сквозь рассеивающие панели во внутреннее пространство космической станции».
Именно в этом сооружении мы встречаем ретро-футуристичный зал отдыха «Хилтон» с малиновыми креслами. В 2021 -ом он смотрится простовато, но вполне современно. А изогнутость, которую в земных интерьерах мы не встретим, придает пространству антигравитационное безумие . В 60-х он наверняка шокировал зрителя: "Эта гравитационная иллюзия была еще каким-то образом сносна когда вы перемещались к одной из "вершин" сооружения, но любой посетитель неизменно чувствовал обескураживающее головокружение во время поворота обратно. Смена перспективы была слишком большой, и накатывало чувство вращения. Так как земля теперь тошнотворно уходила из-под ног, многим приходилось быстро присаживаться, чтобы не упасть на ускользающий пол."
Конференц-зал на лунной базе "Клавиус".
Лаконичный минимализм интерьера вполне отвечает современным тенденциям построения делового пространства. Хотя п-образный стол выглядит несколько пафосным, но отвечает важности ситуации. Современные конференции "в верхах" часто обставляются совсем несдержанно, в отличии он представлений режиссера «Одиссеи».
Светящиеся плоскости стен - основной футуристичный элемент интерьера - режет глаз современного офисного служащего. Он оправдывается расположением условной базы на луне, светящей нам с ночного неба холодным однородным светом.
Интересно, что жесткий объем помещения на самом деле был подвешенным в студии фальшпотолком, закрепленным стальными тросами к балкам студии. Стены были сделаны из прозрачного полиэфирного рассеивающего свет геля, который обтягивал пространство между полом и потолком.
Режиссер настоял на отсутствии какого либо другого освещения кроме панелей стен с совершенного однородным свечением. Это оказалось не тривиальной задачей для постановщиков: снаружи павильон представлял собой параллелепипед, окруженный по периметру прожекторами с промышленными лампами размером с дыню, светящими с уровня пола на развешенные снаружи крылья рассеивающего материала который, в свою очередь, отдавал свет на полупрозрачные плоскости стен бутафорского "конференц зала".
Воодушевленный геометрической точностью работы, Кубрик решил снять сцену за один дубль, что стало еще одном испытанием.
Уильям Сильвестр (игравший главного персонажа этой сюжетной линии), обычно был всегда готов к работе. В этой сцене ему предстояло произнести около 380 слов на протяжении 4-5 минут. Рабочая ситуация для опытного актера в этот раз обернулась провалом. Первая же фраза испытывала терпение съемочной группы на протяжении 21-го дубля. В конце концов, с дрожью в руках и мокрый от пота, он вынужден был покинуть свое место у подиума. Со съемочной площадки его уводила одна из медсестер. 5 из 21 оказались приемлемыми.
Да, я хочу услышать, ХЭЛ. Спой мне.
Тостер изнутри - так оценил интерьер «мозговой комнаты« оператор Кельвин Пайк. Да, главный антагонист «Одиссеи» - искусственный компьютерный интеллект ХЭЛ- 9000, имел отдельную комнату для мозга. На самом деле, когда консультанты из IBM описали возможный вид главного компьютера космического корабля, Кубрик остался недоволен. Его не устроил образ комнаты заставленной мигающими шкафами. Но и современная флешка его бы наверняка не устроила. Главным, как сегодня принято говорить, интерфейсом ХЭЛа стал вставленный в панель управления объектив Nikon, подсвеченный изнутри красной лампой. Некоторые участники утверждают, что Кубрик иногда доставал его и использовал по прямому назначению. Наверняка, снова - элемент мифологии.
А мозг - в комнате. Так в 60-х годах люди искусства представляли память будущих компьютеров. Впрочем - этот образ впоследствии был растиражирован. И сегодня часто так представляется: космонавт "плывет" в невесомости по заполненному красным светом коридору чтобы добраться до светящихся кристаллов памяти и по одному, отверткой, извлекает из их гнезда. На самом деле не нужно вставать со стула, чтобы в режиме администратора нажать клавишу DELETE.
Снаружи, с уровня съемочной площадки, это был (снова цитирую): «прямоугольник на четыре этажа, покрытый квадратными гнездами из соединенных трубок и планок... был окружен прожекторами, которые производили слепящий свет на 200 киловатт, он был настолько яркий, что на возвышающуюся структуру практически невозможно было смотреть со стороны. Температура внутри поднималась выше 32 градусов. Комната была построена из металлических листов с сотней отверстий, расположенных равномерно и подсвеченных красно-оранжевым светом. Когда зажигали прожекторы снаружи, мозг ХЭЛа подсвечивался со всех сторон».
Что ж - на киноэкране смотрится эффектно, и немного напоминает современные дата-центры, которые строятся исходя из несколько других целей и условий эксплуатации. Красиво и настолько же не практично для космического проекта. Но это никого не расстраивает, так ведь?🙂
"Суперразумный" отель.
Самый запоминающийся интерьер «Одиссеи» на самом деле был экспромтом. В сценарии предполагалось, что после прохождения звездных психоделических врат герой попадает в комнату, которая воссоздана из его памяти. Никто толком не представлял как это должно выглядеть. В техзадании фигурировал викторианский стиль с мебелью из 2001 года.
Задание на такой «гостеприимный интерьер» попадает к дизайнерам компании Armstrong Cork. Да-да, потолки именно этого бренда можно встретить сегодня в каждом первом офисе. Идеи дизайнеров предлагали выдуманную высокотехнологичную мебель, которая могла исчезать в полу. Потолки «из ряда ламп», которые «двигаются взад и вперед… давая спокойный, волнообразный тип движения». Лестницы которые должны быть невидимыми, пока на них не наступишь. Пол «очень мягкий, и, на самом деле, обитый, и он будет светиться, давать свет, давать очень теплый эффект непрямого света». Заметно, что не только потолками жили специалисты Armstrong. 🙂
Вполне возможно, что такой технологический треш даже смог бы порадовать зрителя. Интерьеры представлялись еще более футуристическими, чем помещения космического корабля. И были отвергнуты, как не совсем соответствующие преставлению главного героя. И, может быть, жаль, что мы их так и не увидели.
«Почему бы нам не сделать спальню во французском стиле?» – сказал Тони Маcтерс спасая ситуацию. Кубрик оценил эту идею. «Окей, – сказал он, кивая. – Давайте сделаем французскую спальню».
Примерно так современный заказчик радует дизайнеры своим согласием на неоклассику. 🙂 Впрочем, получившийся интерьер и сегодня может вдохновлять.
Неоклассика, ардеко или фьюжн даже в нашем 2021 г. не дают покоя креативным людям и приводят их к таким же неравнодушным дизайнерам. Гиперреалистичный интерьер со светящимся полом - визитная карточка «Одиссеи 2001» - вполне современно смотрится и сегодня. Если только возможно называть современным то, что никогда не выходило из моды. Но все же , основное освещение интерьера разумнее размещать выше нулевой отметки пола. 🙂
Кульминацией всего этого великолепия стало решение Стенли Кубрика убрать весь закадровый голос, уточняющий смыслы по ходу повествования. В результате сегодня мы размеренно плывем в космическом пространстве под классическую музыку пытаясь понять загадку мироздания. Может быть кому-то удалось?
На сегодня все, а то веселье и так слишком затянулось.🙂 Спасибо за внимание.
Р.S. у «2001» есть продолжение, снятое в 1984-ом. Кто-то вообще о нем помнит?
Стоит еще зайти сюда: Дизайн.
Источник статьи: «Космическая Одиссея 2001» – взгляд из 2021-го..