На днях в архитектурно-дизайнерской блогосфере вспыхнул скандал — производители мебели @archpole обвинили Шереметьево в том, что залы аэропорта планируется наполнить подделками авторской мебели бренда ARCHPOLE.
Вот краткая история со слов производителей (орфография и пунктуация авторские):
«В мае 2019 года мы Познакомились с командой Шереметьево, задачей которых была в новом терминале создать уникальную и неповторимую среду, способную получить признание мировой аттестации аэропортов. Российский дизайн, конструктивистский мотив - что может быть ближе. Мы предложили безвозмездно проработать расстановку серийных предметов #archpole в интерьерах терминала, что бы показать потенциал бренда перед руководством аэропорта. Сказать, что это колоссальная работа, мы не хотим, мы сделали её с удовольствием, с пониманием того, что заказ может не состояться. Нас вдохновляли перспективы, новый уровень ответственности и опыт. Работа всем понравилась, цены #archpole приятно всех удивили, и ничего не предвкушало следующего. Тендер на ЗАКУПКУ серийных предметов #archpole, которые мы выпускаем с 2009 года, среди них и столы дизайнера Анны Харченко @design_by_kharchenko , каким то чудом превратился в тендер на производство, и на днях один из наших подписчиков поделился с нами сторис от фабрики @mebel_metallpleks , рассказывающих и гордящихся тем, как они придумали и реализовали предметы архполе. (ФАБРИКА уже стёрла все эти упоминания из своих сетей, но мы успели все их заснять и закрепить в ХАЙЛАЙТС на страничке @archpole под лозунгом Воришки).
ЧЕГО МЫ ХОТИМ:
Чтобы @svo_airport преостановило тендер, передала произведённые изделия на публичную утилизацию , и / либо заказала мебель в #archpole/ либо заказала разработку собственной мебели с дальнейшим производством. Нас не трогают финансовые потери. И мы бы поняли, если Шереметьево выбрало другой дизайн! В этом и суть ДИЗАЙНА, он должен быть разным и давать возможность выбора потребителю.
Нас тревожит НЕПОНИМАНИЕ, что ИДЕЯ - это наше любовь и призвание, это все, что у нас есть, и что мы любим! И никому нельзя просто так прийти, и украсть эту ценность у творческого человека! НЕПОНИМАНИЕ, вот во что мы продолжаем верить, и надеемся @svo_airport поступит по совести, и мы с радостью будем гордиться тем, что мебель#archpole украшает главный Аэропорт страны! Здесь предстоит преодолеть бездну непонимания, и мы надеемся Друзья на вашу помощь и поддержку! Репост, сторис, комментарий, лайк... все это позволит обратить на это внимание и объяснить Позицию творческого бренда!»
Официальный ответ Шереметьево не заставил себя долго ждать. Листайте карусель.
Мы также хотим выразить мнение насчёт сложившейся ситуации и оказать информационную поддержку ARCHPOLE.
Должна ли оплачиваться работа дизайнера? Или стоимость проекта равна четверти пачки листов А3, ведь чисто физически мы передаём заказчику именно это? ?
Вроде сейчас уже все понимают, что работа дизайнера интерьера — это не просто кнопка «дом» в компьютере. В инстаграме десятки постов на тему «за что платят дизайнеру», можно спорить о тех или иных пунктах, их стоимости и необходимости, но вот комментариев «да ладно, вы че, наберите в поисковике «дизайн гостиной» и вот у вас миллион картинок, отдайте строителю, он всё сделает» всё же минимум и те от хейтеров. Все понимают, что дизайнер дизайнеру рознь, что есть такие вещи, как опыт, востребованность и просто умение дизайнера себя продавать, и стоимость его работы, соответственно, тоже может быть разной. Никого не удивляет, что у начинающих проекты могут стоить и до 1000 р./м.кв., а к топовым может стоять очередь за стоимость в десяток раз выше ?♀
Примерна такая же история с дизайнерами одежды, обуви, сумок. Есть всякие прады и луивиттоны, их никто не оценивает просто как куски кожи, и все понимают почему. Могут считать цену завышенной, как и в случае с проектами за 10000 р./м.кв., но вопросов «а почему?» все же нет. Ответ очевиден, как табуретка ?
Но почему тогда, когда речь заходит о промышленном дизайне, эти правила не работают и работа этих специалистов — это то ли «ничто», то ли «они должны работать из чистого благородства и любви к прекрасному»? ??♀
Почему проект — это не четверть пачки бумаги, если на нём вычерчен интерьер, и превращается в «ничто», если там вычерчен стол? Почему частенько слышим удивление в вопросе: «Почему кухня в этом цвете дороже, чем в том, какая разница в какой цвет колеровать краску?» Это же цвета Ле Корбюзье!!! Людиии! Ле Корбюзье! Архитектор с мировым именем! Его цвета признаны настоящим произведением архитектурного искусства, палитры уникальны, а все цвета в этих палитрах идеально сочетаются между собой. И это просто запатентовано. И просто дороже.
Почему когда аэропорт Шереметьево @svo_airport взял #неSVOе у @archpole, со дна поднялась муть из комментариев вроде «стулья просто похожи», «они же сделали проект, а выполнять может кто угодно» и самый прекрасный от непосредственных изготовителей копий, мол, «мы знать не знали, кто придумал эти стулья и столы — взяли и повторили!»
Почему сумка — это не просто безымянный ворох кусочков кожи, а стул — «это же просто похожий стул, какая разница, кто его сделал»? Почему талант удобно и красиво расположить унитаз ценится и оплачивается, а талант сделать удобный и красивый стул (да и что стул, унитазы тоже придумывают дизайнеры!) «не вы придумали металл и фанеру». Откроем секрет, нормы эргономики и снипы тоже придумали не мы, как и здравый смысл, которым мы оперируем, делая планировочные решения, но делаем мы это за деньги и все понимают почему. Так почему одна идея ценится и права авторов всячески защищаются и уважаются, а другие — нет? ?♀
Так почему же наша работа стоит денег, а их нет? ?♀ Этот факт нам даже не льстит. Потому что это полная шляпа ?♀ И да, часть этого поста уже была когда-то опубликована, но мы готовы его публиковать регулярно, если это как-то изменит мир. Метод дятла. Долбим-долбим-долбим и когда-нибудь продолбим.
Если вы согласны с нами, поделитесь постом, это важно!