Критика мер поддержки строительной отрасли: помощь крупному бизнесу вместо граждан

Государство объявило о масштабных мерах по спасению бизнеса в сложный период.

Ирония поддержки строительной индустрии

Особое внимание привлекают инициативы, направленные на поддержку строительной отрасли. Однако при детальном рассмотрении эти меры скорее напоминают помощь уже состоятельному соседу, живущему в роскошном коттедже, в то время как другие остаются без внимания.

Иллюстрация к статье о строительной отрасли

Фактически, основными бенефициарами такой политики становится крупный капитал.

Почему выигрывает крупный бизнес?

Современные девелоперские компании обычно реализуют масштабные проекты, застраивая целые кварталы многоэтажными домами. Очевидно, что такие проекты финансируются не с последних средств, а часто с привлечением значительных ресурсов и рабочей силы.

В Москве и других крупных городах значительную часть строительных работ выполняют трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья. Для застройщиков предлагаемые льготные кредиты и доступ к дешевой земле становятся привлекательной возможностью снизить издержки.

Однако реальный экономический эффект от такой поддержки, скорее всего, трансформируется в дополнительную сверхприбыль, которая осядет в карманах владельцев строительных холдингов. Рабочие-мигранты продолжат зарабатывать и отправлять средства на родину.

При этом остается неочевидным, как эти меры помогут рядовым российским гражданам улучшить жилищные условия или получить выгоду от развития отрасли.

Система распределения контрактов

Отдельная проблема — система государственных закупок и тендеров в строительстве. Наиболее крупные и финансово привлекательные объекты, как правило, достаются компаниям, имеющим особые связи или статус. Такая практика стала неотъемлемой частью существующей системы.

Мелким и средним подрядчикам остаются менее рентабельные проекты, работа над которыми сопряжена с высокими рисками и низкой маржинальностью. Именно эти компании чаще всего нуждаются в реальной поддержке, но предлагаемые меры их практически не затрагивают.

Единственный позитивный сигнал

Единственным обнадеживающим изменением можно считать возможное введение авансирования для бюджетных строительных объектов. Ранее подрядчикам часто приходилось начинать работы, используя исключительно собственные оборотные средства, что создавало серьезные финансовые трудности.

Однако даже эта мера выглядит недостаточной в условиях кризиса. Более того, система авансирования должна быть стандартной практикой в нормальных экономических условиях, а не исключительной антикризисной мерой.

Таким образом, анализ предлагаемых инициатив подтверждает, что основными выгодополучателями останутся крупные игроки строительного рынка. Малому и среднему бизнесу, а также конечным потребителям — гражданам — придется ждать более благоприятных времен для ощутимых улучшений.

Приглашение к обсуждению

Уважаемые читатели! Присоединяйтесь к нашему тематическому разделу “Что Вам стоит дом построить!”, где мы подробно обсуждаем вопросы строительства, отделки и эксплуатации жилья. Вы найдете много полезной информации и практических советов. Буду благодарен за ваши оценки и комментарии!