
Эмоции и морское дно
Одна из тематических зон парка посвящена эмоциям и тайнам морского дна. Её рельеф, напоминающий гребешки, — дань уважения знаменитой устричной ферме, существующей в Этрете с XVIII века. Для создания этого ландшафта использовались вечнозеленый самшит (Buxus sempervirens) и энкиантус японский (Enkianthus japonicas).
Парк Les Jardins d’Étretat, расположенный на побережье Ла-Манша во Франции, открыл свои двери для посетителей в мае 2017 года и мгновенно стал самой популярной достопримечательностью региона, приняв сотни тысяч гостей. Его создатель, ландшафтный архитектор Александр Гривко, признается, что количество воплощенных здесь художественных и ботанических идей просто захватывает дух. И речь не только о масштабных резиновых головах, которые, кажется, дремлют на зеленых холмах.
Эти скульптуры обладают почти магическим свойством: стоит пройти мимо и обернуться, как выражение на их застывших лицах меняется. Футуристические живые изгороди, закрученные в водовороты, и деревья, подстриженные под каменные глыбы, создают сюрреалистический и завораживающий пейзаж. В память о Клоде Моне, вдохновлявшемся здешними закатами, в парке установлена скульптура художника, предлагающая взглянуть на пейзаж его глазами.

Музыкальный лес и современное искусство
«Ключ в багажнике» — это необычная интерактивная инсталляция, настоящая музыкальная шкатулка, вживленная в ствол дерева. Работа под названием «Заводной лес» создана коллективом лондонских художников Grey World.
«Парк обладает особой атмосферой, которая затягивает. Я сам могу бродить здесь часами и каждый раз открывать для себя новые детали, — делится Александр Гривко, совладелец и идейный вдохновитель парка. — Хотя есть и те, кто приходит с вполне конкретной целью: выкопать редкую орхидею, для чего у них припасены специальные ложки». Гривко, художественный руководитель компании IL Nature, несколько лет назад переехал во Францию, чтобы реализовать этот амбициозный проект.

Резиновые скульптуры испанского художника Самуэля Сальседо из серии «Капли дождя» (диаметром 1,2 метра каждая) мастерски изображают спектр человеческих эмоций, добавляя парку психологическую глубину.
История места и вызовы создания
«Мы давно следили за этой виллой в Этрета и сразу же приехали, как только она появилась в продаже», — рассказывает архитектор. — Участок, за исключением нескольких сосен, буковой и кленовой рощи, был практически пустым. Однако его уникальное расположение на склоне и потрясающие виды на море открывали огромный потенциал».

Камни для подпорных стен были не привезены, а добыты прямо на месте во время земляных работ.
Обратите внимание: Дейтройт. Огород в городе.
На заднем плане одной из террас можно увидеть инсталляцию Виктора Шостало «Очередь за последним деревом».Поскольку природный ландшафт Этреты находится под охраной ЮНЕСКО, создателям парка пришлось согласовывать не только реконструкцию зданий, но и вырубку или посадку каждого дерева. Однако когда власти узнали, что парк будет открыт для публики и станет площадкой для ежегодных фестивалей ленд-арта, проект получил полную поддержку.

Скульптура из того же проекта Виктора Шостало «обнимает» ствол старого бука. Этот арт-проект, задуманный в 2005 году, путешествует по миру, находя новый смысл в каждом месте.
Наследие Роксоланы и ботанические эксперименты
История места тесно связана с искусством. Вилла была построена в 1905 году и названа «Роксолана» в честь звездной роли французской актрисы мадам Тибо, первой владелицы дома. Готовясь к роли, она разводила редкие орхидеи, которые символизировали наложниц в гареме султана Сулеймана, где каждый цветок олицетворял особую красоту и характер.

Еще одна работа, инсталляция Сергея Катрана «Пока не исчезнет слово», представляет собой объекты в форме звуковой волны, возникающей при произнесении слова «искусство» на разных языках мира.
«На создание парка площадью два гектара ушло рекордно мало времени — менее полутора лет, — продолжает Александр Гривко. — Мы провели настоящую ботаническую реконструкцию, возродив все сорта орхидей, которые когда-то выращивала мадам Тибо».

Диалог с морем и стихией
Сад «Стихия» символизирует динамику моря, его приливы и отливы. Волны и водовороты здесь сформированы из филлиреи узколистной (Phillyrea angustifolia).
«Мы столкнулись с серьезной проблемой при подборе растений для масштабных скульптур у моря, — объясняет Гривко. — Хотя климат Нормандии достаточно мягкий, морская соль, которую несет ветер, убивает большинство растений. Нам пришлось искать и экспериментировать, чтобы найти самые стойкие сорта».

Окаменевшая скульптурная мебель из дуба, созданная немецким дизайнером Томасом Реслером, добавляет парку ощущение вневременности.
Футуризм, вдохновленный природой
В целом, сады Этреты — это футуристические живые скульптуры, чьи обтекаемые формы подсказаны самой природой. Проект задуман как ода всему побережью: его таинственному подводному миру, знаменитым каменным аркам, выступающим из воды, и ослепительно белому алебастровому берегу. Тематические зоны плавно перетекают одна в другую.

Зеленые пирамиды и полуарки, сформированные из тиса (Taxus baccata), повторяют очертания скальных утесов, которыми славится алебастровое побережье региона Па-де-Ко.
Растения здесь словно превращаются в камни, сливаясь с линией горизонта, а коллекция современного искусства раскрывает новые смыслы и предлагает неожиданные ракурсы для восприятия мира. Александр Гривко создал настоящую страну чудес, фантастический мир, где никого не удивляет, что, повернув ключ в стволе дерева, можно услышать музыку. Узнать больше о проекте можно на сайтах: www.il-nature.com, www.etretatgarden.fr

Плетеная фигура Клода Моне — еще одна работа Виктора Шостало. Именно в Этрете великий импрессионист написал свою знаменитую картину «Закат в Этрете». Другое его полотно, «Скалы в Этрете», хранится в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Больше интересных статей здесь: Дача.
Источник статьи: Ландшафтный архитектор Александр Гривко — автор уникального парка Les Jardins d’Étretat во французском городе Этрета.

