Масляно-алкидные краски и их применение

Масляно-алкидные краски представляют собой перетертую суспензию из неорганических пигментов, наполнителей и олиф растительного происхождения или из маслосодержащих алкидных смол.

Масляно-алкидные краски и их применение

Олифа

Олифа — пленкообразующее вещество, изготовленное путем термической обработки растительных масел (льняного, подсолнечного или соевого). Исходя из количества масла в олифе, ее подразделяют на натуральную, оксоль, комбинированную, алкидную и синтетическую.

По российскому ГОСТу содержание масел в натуральной олифе не должно быть меньше 97 %, остальные 3 % занимают сиккативы — вещества, ускоряющие процесс высыхания краски. Использование большего количества сиккативов оказывает вредное воздействие на краску, вызывая ее окисление. В результате краска может потемнеть, а покрытие — стать хрупким. Натуральная олифа представляет собой маслянистую жидкость темно-коричневого цвета, практически не имеющую запаха. Краски из натуральной олифы стоят дороже остальных видов масляных красок.

 

Олифа оксоль

Олифа оксоль содержит 55 % олифы, 40 % уайт-спирита и 5 % сиккативов. Для ее приготовления чаще применяется льняное масло. И это не случайно, так как именно оно при высыхании дает твердую эластичную водоотталкивающую и долговечную поверхность. Из-за содержания в составе растворителя краска на основе олифы оксоль имеет резкий запах. Он остается на некоторое время даже после полного высыхания краски, которая по качествам почти не уступает аналогам из натуральной олифы, но благодаря невысокой цене имеет большую популярность.

Алкидная олифа

Алкидная олифа производится на основе алкид-ных смол с добавлением растворителей и модифицированных масел и представляет собой полимер, изготовленный путем взаимодействия многоатомных спиртов с жирными кислотами.

Алкидная смола имеет вязкую консистенцию, а ее цвет может варьироваться от светло-желтого до насыщенного коричневого. В чистом виде она не применяется, но в сочетании с маслами и растворителями дает прочную глянцевую поверхность. Все алкидные смолы в зависимости от количества масла подразделяют на сверхтощие (меньше 35 %), тощие (от 35 до 45 %), средние (от 46 до 55 %), жирные (от 56 до 70 %) и очень жирные (от 70 % и выше). Чем больше процент жирности, тем лучше качество смолы.

Выделяют две группы алкидной смолы: глифталевую и пентафталевую. Глифталевую производят на основе глицерина и фталевого ангидрида, пентафталевую — на основе пентаэритрита и фталевого ангидрида.

Пентафталевые смолы имеют жирность не ниже 58 %, а глифталевые — не более 60 %. В зависимости от жирности их свойства значительно различаются. Пентафталевые смолы обладают большей атмосферостойкостью и эластичностью, но малым запасом прочности и долго сохнут. Полученная поверхность восприимчива к действию растворителей. Глифталевые смолы обладают меньшей эластичностью, но дают прочную глянцевую поверхность, которая прослужит не один год.

Все алкидные олифы выпускают с добавлением уайт-спирита, поэтому они обладают резким неприятным запахом. Краски, изготовленные на алкидной олифе, гораздо экономичнее по сравнению с масляными.

Комбинированные олифы

Комбинированные олифы представляют собой сочетание олифы, растворителя и сиккативов в различных пропорциях. Чаще всего содержание растворителя не превышает 30 %. Существуют также синтетические олифы, в состав которых входят только продукты нефтепереработки и растворители.

Единственным их достоинством можно назвать невысокую цену, а список недостатков обширен: краска ложится неровно, имеет крайне неприятный резкий запах (даже по сравнению с другими видами масляных красок), очень долго сохнет, осыпается и не может быть перекрашена другой краской.

Масляные краски

Масляную краску выпускают двух видов: густотертую (перед применением разводят олифой) и готовую (жидкую). Последняя стоит гораздо дороже. Эти краски идентичны по качеству, отличаются лишь удобством использования.

Поскольку в последнее время в продаже появилось множество красок, превосходящих по ряду параметров масляные, они уже практически не используются для отделки помещений. Вторую жизнь масляным краскам дало декоративное применение. На покрытых масляной краской поверхностях можно создавать всевозможные узоры и рисунки: имитировать мрамор, древесину, малахит, наносить рисунок с помощью различных приспособлений.

Существует множество способов декорирования. Главное — ваша фантазия, ведь для создания оригинального рисунка может быть достаточно катушки ниток, целлофанового пакета или простого платка.

Плюсы:

•    создает плотную пленку;

•    способна заполнять небольшие неровности;

•    невысокая стоимость.

Минусы:

•    неспособность пропускать пар и воздух, что неблагоприятно сказывается на поверхности;

•    резкий едкий запах, поэтому работать с масляной краской лучше в респираторе;

•    высыхает в течение двух-трех суток.

Перед нанесением краски поверхность должна быть хорошо подготовлена, так как любые мелкие неровности или трещины испортят весь декор. Старое покрытие снимают, а поверхность выравнивают.

В жилых помещениях лучше использовать шпатлевки и штукатурки на гипсовой основе, так как гипс является экологически чистым материалом, который хорошо пропускает воздух и создает благоприятный климат в помещении. Чтобы краска ложилась без потеков, поверхность нужно тщательно загрунтовать. Это не только улучшит крепление краски к поверхности, но и позволит более экономично ее расходовать. Для грунтовки можно использовать краску, разведенную пополам с водой, — при нанесении в два слоя этот состав поможет скрыть мелкие неровности.

Перед нанесением лакокрасочного покрытия убедитесь в отсутствии загрязнений: они могут создать неровности и ухудшить сцепление краски с поверхностью. При использовании водоэмульсионных красок допускается присутствие небольшой влажности, но при нанесении масляных поверхность должна быть абсолютно сухой, иначе краска со временем отслоится.