Миланская неделя дизайна 2023: Возвращение к полноценному формату и ключевые тренды

После вынужденного перерыва, связанного с пандемией, в апреле Милан вновь стал эпицентром мирового дизайна, собрав профессионалов и энтузиастов на первую полноценную Неделю дизайна. Это событие, известное как Salone del Mobile, традиционно задает вектор развития индустрии на ближайшие годы. Вопреки привычным ответам дизайнеров о многообразии и отсутствии единых трендов, именно здесь эти тенденции проявляются наиболее ярко — от краткосрочных веяний до фундаментальных сдвигов в восприятии пространства.


Музей Triennale di Milano — одна из главных площадок Миланской недели дизайна.

Интерьер как театральное шоу

Неделя дизайна в Милане традиционно состоит из двух ключевых частей. С одной стороны, это сам Мебельный салон (Salone del Mobile) — масштабная выставка с почти 60-летней историей, собравшая в этом году около 1500 участников. С другой — обширная городская программа Fuorisalone, включающая около тысячи мероприятий в разных локациях. Если раньше Салон был главным событием, а Fuorisalone воспринимался как неформальное дополнение, то теперь их значимость сравнялась.


Выставка Gubi в миланском бассейне Bagni Misteriosi.

Многие посетители, приезжающие за вдохновением, а не за коммерческими сделками, отдают предпочтение разнообразию городской программы. Участники Fuorisalone стремятся удивить публику, выбирая необычные площадки: дворцы, церкви, заброшенные здания и даже бывшие скотобойни. Они создают иммерсивные инсталляции, где дизайн становится частью сложной сценографии.


Выставка, посвященная 50-летию коллекции Cassina iMaestri, в бывшем банковском хранилище.


Объекты Agglomerati дизайнера Тома Фереда в Alcova.


Инсталляция Les Eaux Primordiales от DWA Designstudio в Алькове.


В этом году проект Alcova изменил местоположение, переехав в бывший комплекс бойни. На фото выставка Atelier Luma.

Яркие примеры: Cassina представила юбилейную коллекцию в бывшем банковском хранилище с красной подсветкой, Maarten Baas установил самолет из переработанного денима в церкви, а Flexform превратил свой шоурум в художественную галерею. К этому добавлялись тщательно продуманные звуковые и ароматические сопровождения. Подобные инсталляции собирали огромные очереди, демонстрируя, что современный интерьер — это не просто функциональное пространство, а способ вызвать эмоции, удивление и восхищение. Это указывает на растущий спрос на услуги стилистов и декораторов, способных создавать целостные и эффектные образы.


Плавающие стулья — это дизайн Филиппа Старка и Диора.


Десакрализованный проект галереи Galeria Philias в старой заброшенной церкви в Милане.

Легкость и лиричность форм

Одной из ключевых эстетических тенденций сезона стала легкость, почти невесомость. Это выразилось в возвращении романтических, лиричных мотивов, отсылающих к природным формам. Графичные мобили, напоминающие ветви деревьев, подвесные объекты, парящие светильники — все это создавало ощущение воздушности.

Например, Louis Vuitton в рамках коллекции Objects Nomad представил подвесные объекты Quetzal, ассоциирующиеся с традиционными деревянными игрушками. Студия Giopato&Coombes создала гибриды светильников и мобилей из прототипов и случайных предметов, подвешенных на тонких проволоках. В галерее Nilufar Depot исследовали внутреннее свечение опаловой смолы, создающей радужные блики.


Геликоидальные динамические объекты, разработанные Atelier Oï в галерее Rossana Orlandi.


Подвесной мобильный объект Quetzal, дизайн Atelier Oï, проект Objects Nomad, Louis Vuitton.


Легкая композиция с 18 карманами, дизайн Giopato&Coombes.



Объединяет эти объекты общее ощущение: дизайн становится мягче, поэтичнее, но при этом сохраняет современную графичность и точность линий.

Тонкие ножки: стремление вверх

Более конкретным и коммерчески ориентированным проявлением тяги к легкости стала мебель на тонких, высоких ножках. Диваны, кровати, кресла и даже полки стремятся "оторваться" от пола. Это не только эстетический ход, но и практическое решение для малогабаритных пространств: чем больше видно пола, тем просторнее кажется комната.


Кровать ToTu, дизайнер Тоан Нгуен, Fendi Casa.



Тонкие ножки дивана Les Branches от Promemoria плавно переходят в декоративную спинку в виде ветвей.

Идеальным воплощением тренда можно назвать кресло Ark от Living Divani — его четкий, почти цифровой силуэт выглядит невероятно элегантным и легким. Иногда ножки становятся частью декоративного каркаса, как у диванов Promemoria или хорватского бренда Prostoria, который в этом году впервые вышел на главную сцену Салона.


Стул из простыней, дизайн Дэвида Лопеса Квинкосеса, Living Divani.


Журнальный столик Элио, Паола Ленти.



Диван Spectrum, дизайн Altherr Désile Park, Простория.

Яркие цвета: прощание с серым

Первое, что бросалось в глаза в выставочных павильонах Rho Fiera, — это обилие цвета. Эпоха тотального господства серых и черных оттенков в интерьерах, похоже, осталась в прошлом. Салон стал заметно светлее и ярче. Даже бренды, известные своим сдержанным минимализмом, такие как Porro или Living Divani, добавили в палитру насыщенные акценты.


Обновленная версия стула Romby, сделанная GamFratesi для Porro в 2019 году, с более эргономичной формой и модной ярко-желтой обивкой.


Консоль, Фенди Каса.

Лидерами сезона стали синий и охра, но также активно использовались красный, зеленый и желтый. На выставке света Euroluce многие стенды были построены по принципу color block. Параллельно развивалось и пастельное направление с использованием сложных, приглушенных оттенков, иногда с эффектом градиента. Стенд Kartell стал эталоном в использовании светлой мебели на светлом фоне.

Обратите внимание: 9 простых и красивых идей дизайна террасы- фотографии .


Стенд Wittmann на Salone del Mobile. Милан 2023.


Стенд бренда Zanotta, которым сейчас владеет Cassina.


Стенд Montbel на Salone del Mobile. Милан 2023.


Стенд картеля на Salone del Mobile. Милан 2023.


Хорошая выставка.

Вторичный пластик: от эко-эксперимента к мейнстриму

Тема устойчивого развития и переработки материалов остается одной из самых актуальных. Хотя выставка Guiltless Plastic в галерее Россаны Орланди в этом году, возможно, не лучшим образом презентовала потенциал переработанного пластика, в реальности этот материал давно вышел из разряда экспериментальных. Многие крупные бренды уже используют его в производстве, не всегда афишируя это.


Выставка участников выставки RoPlastic Prize в Палаццо Банделло.

Например, наполнитель нового дивана Monocloud Патрисии Уркиолы для Cassina сделан из различных переработанных материалов. Бренд Magis вместе со Стефаном Дизом представил революционный диван "Костюм" с основанием из переработанного пластика. Его конструкция позволяет легко разбирать, чинить и утилизировать компоненты. Бренд One To One предложил экологичную и компактную упаковку для своих стульев из переработанного пластика.


Диван Moncloud, дизайн Патрисии Уркиолы, Cassina.


Костюм-софа, дизайн Stéphane Diez, Magis.


Стул Oto из переработанного пластика в компактной экологичной упаковке One To One,

Новые материалы и переосмысление традиционных

Эксперименты не ограничиваются пластиком. Дизайнеры активно исследуют потенциал других, порой неожиданных материалов. Корейский дизайнер Джонгвон Ли (Weonrhee) создал мебель из строительных плит PSL (клееного бруса), раскрыв их декоративную текстуру. Голландский бренд Vonn Jensen предлагает новое прочтение ар-деко, используя для инкрустации обрезки дерева, а для обивки — старые брюки.


Табуреты PSL, Weonrhee.


Studio Oasis Chair Recycled Dark, Вонн Йенсен.

Победителем конкурса для молодых дизайнеров Salone Satellite стал японский проект Tatami Refab, предлагающий инновационный материал на основе смолы и старых циновок татами. Не все эти эксперименты станут массовыми, но именно на стыке дизайна, технологий и переосмысления традиций рождаются идеи, которые определят облик будущего.


Коллекция Tatami Refab — победитель Salone Satellite 2023.

Больше интересных статей здесь: Интерьер.

Источник статьи: В апреле в Милане впервые со времен пандемии состоялась полноценная Неделя дизайна.