ФАКТЫ
-
Никита Макаров родился в 1980 году, окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, затем Суриковский институт.
-
Работал в составе творческой группы художников, расписывавших Спасо-Преображенский комплекс Храма Христа Спасителя.
-
Востребованный московский живописец, он целиком посвятил себя изучению возможностей пейзажа — вместе с другими художниками своего поколения, получившим академическое образование и одновременно перенимавшим опыт международного современного искусства.
-
Ход времени привел Никиту Макарова к работе с новым видом искусства – керамикой. В 2021 году основал бренд Makarov Ceramics.
-
Контакты: www.nikitamakarov.art/ceramics
Это моя личная история о том, как можно интегрировать внутреннее мировоззрение в достаточно скромное пространство - 20 гектаров с садом, двумя домиками, гончарной мастерской и ванной - здесь вы создаете атмосферу собственного образа мира.
Все началось в 1990-е годы, когда моя мама купила участок земли в центре Переславля-Залесского. Это была классическая пятистенка, в которой сохранилась традиционная жилая комната, старый бревенчатый дом, который мы вскрыли при реконструкции, и деревянные полы с широкими досками («пятистенка», что сейчас редко где встретишь). Даже сегодня в гостиной прослеживается деревенский торговый стиль – здесь простая, но изысканная мебель конца 19 – начала 20 века, так называемый антиквариат уездных городов (диваны, комоды, кофейные столики).
Практически все предметы с уникальной историей несут на себе отпечаток времени и эпохи — для меня это энергетически заряженные арт-объекты, которые собственно и составляют внутреннюю архитектуру и атмосферу этого дома. Здесь сохранилась действующая русская печь, а в противовес ей 20 лет назад появилась очень забавная вещь - камин, выложенный изразцами и изразцами, которые я привез со всего мира - от Европы до Африки. Получился абсолютно мультикультурный собирательный образ - это и Суздаль, и Марокко, и Сирия, Португалия. Это все майолика.
При работе с усадебным пространством мне хотелось использовать собственное видение как с точки зрения художественных смыслов, так и бытовых решений – перенести туда все мои любимые вещи, предметы, которые согревают душу, напоминают о путешествиях, связывают с прочитанными книгами и произведения искусства я видел. Весь дом буквально наполнен искусством.
Второй (новый) дом построен по моему проекту с огромными окнами, выходящими в сад. Это так называемый «дикий» сруб, когда в кладке используются не оцилиндрованные, а обрезные бревна с остатками коры, которая также несет на себе налет времени. С точки зрения архитектурных приемов это вполне узнаваемый стиль.
Одной из задач, стоявших передо мной, была интеграция нового большого дома и сада в контекст аутентичной русской дачи и самого городского пространства, так как объект находится в историческом центре Переславля-Залесского, недалеко от крепостных валов и Плещеева озера. Мне было важно сделать все гармонично и при этом сохранить максимальное пространство как внутри, так и снаружи.
"Сад как конструктор, можно делать бесконечно»
Создавая сад, я опирался на впечатления, полученные во время многих поездок по Европе и Востоку. Я придерживаюсь мнения, что сад – это не только признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и самовыражения. Именно поэтому мой сад устроен таким образом, чтобы в любое время года вы могли наслаждаться природной красотой и гармонией в нем, чтобы с ранней весны до поздней осени он сверкал разными оттенками и формами.
Сад огибает оба дома и образует кольцо. На его территории много небольших функциональных построек с аутентичной мебелью и предметами крестьянского быта Русского Севера XIX века, привезенными мною из Архангельской области, Коми, Устюга и других мест. Скамейки, панно — в общем, все, что сегодня можно найти либо в краеведческих музеях, либо в книгах о русской архитектуре.
Обратите внимание: Перестали обворовывать дачу, когда на зиму не закрыл дверь на замок..
Все уличные объекты сохранены и приспособлены для существования в экстерьере.«Сад — это не только признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и самовыражения»
Однажды мне посчастливилось приобрести две большие деревянные колонны из разрушенной церкви, типичные предметы русского барокко, которые я отреставрировал и поместил в стеклянные колбы в саду. Получились лаконичные колонны, которые оснащены специальной подсветкой. Ночью, когда в колоннах зажигают свет, кажется, что они буквально парят в воздухе. Для меня это прекрасное напоминание о Русском Севере и его особой культуре, воспетое художниками и поэтами.
Из недавних приобретений для сада - группа панно из Архангельской области, которые я интегрировала в поленницу, и два самосвала из зеленого камня. Сейчас я делаю два пруда, где хочу выращивать водные гиацинты и нимфеи. Хочется, чтобы новые элементы гармонично вписались в общий дизайнерский код сада, поэтому экспериментирую с искусственным состариванием водоемов, чтобы они выглядели так, будто многое уже повидали в жизни, покрываю их мхом — в общем, колдовствую время.
работа в саду – это с одной стороны отдушина, а с другой – совершенно неблагодарное занятие, особенно в наших климатических условиях. Ухаживать за кустом можно сколько угодно, но один мороз – и рододендроны или магнолии погибли, и это совершенно не зависит от вложенных усилий, знаний и талантов. Но мне удалось вырастить эти южные породы (рододендрон, крымскую глицинию, магнолию), которые мне очень подходят и нравятся. Когда они начинают цвести, это абсолютное счастье. Помимо людей, растений и предметов, в саду живут мои любимые бульдог и кот, сообщество брахицефалов, которые бродят по саду с мыслями о том, как выбраться из него и попасть в суровую среду.
Друзья часто с удивлением повторяют: «как ты жил в такой красивой комнате в городе без надежды». Цитирую Ходасевича в ответ:
Я люблю людей, я люблю природу,
Но я не люблю гулять
И я точно знаю, что люди
Мои творения непостижимы.
Удовлетворенный мало, я думаю
Что дает каменная порода:
Вяз, прислонившийся к сараю
холм, поросший лесом…
Нет жестокой чести, нет преследования
Я не жду от современников
Но кусты сирени я сам срезал
Вокруг террасы и в саду.
Сад как конструктор, делать можно бесконечно. Возможно, это дело передалось мне генетически - я все детство наблюдал, как мой прадед, Леонид Максимович Леонов, возделывал свой чудесный, гигантский сад в Переделкино. Кстати, у него была самая большая коллекция кактусов в Советском Союзе.
Как сказал Вольтер: «Faut cultiver son jardin» («Возделывай свой сад»). Так и возделываю - с весны до осени, год за годом. Я развожу лягушек, наслаждаюсь цветением магнолий и яблонь, сажаю тюльпаны и нарциссы - я создаю свой мистический лес, куда убегаю от беспощадных реалий и где создаю керамическую метавселенную мифогенных существ, обитающих в этом "загадочном лесу».
Больше интересных статей здесь: Дача.