Никита Макаров начал возделывать свой сад пять лет назад в семейном угодье в центре Переславля-Залесского, «жемчужины» Золотого кольца, и считает его огромной зоной для творчества

Содержание


ФАКТЫ

  • Никита Макаров родился в 1980 году, окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, затем Суриковский институт.

  • Работал в составе творческой группы художников, расписывавших Спасо-Преображенский комплекс Храма Христа Спасителя.

  • Востребованный московский живописец, он целиком посвятил себя изучению возможностей пейзажа — вместе с другими художниками своего поколения, получившим академическое образование и одновременно перенимавшим опыт международного современного искусства.

  • Ход времени привел Никиту Макарова к работе с новым видом искусства – керамикой. В 2021 году основал бренд Makarov Ceramics.

  • Контакты: www.nikitamakarov.art/ceramics

Это моя личная история о том, как можно интегрировать внутреннее мировоззрение в достаточно скромное пространство - 20 гектаров с садом, двумя домиками, гончарной мастерской и ванной - здесь вы создаете атмосферу собственного образа мира.


Никита Макаров на террасе для купания.

Все началось в 1990-е годы, когда моя мама купила участок земли в центре Переславля-Залесского. Это была классическая пятистенка, в которой сохранилась традиционная жилая комната, старый бревенчатый дом, который мы вскрыли при реконструкции, и деревянные полы с широкими досками («пятистенка», что сейчас редко где встретишь). Даже сегодня в гостиной прослеживается деревенский торговый стиль – здесь простая, но изысканная мебель конца 19 – начала 20 века, так называемый антиквариат уездных городов (диваны, комоды, кофейные столики).


Стол в тени гигантской ивы, самого первого дерева, которое мама посадила в 1994 году.

Практически все предметы с уникальной историей несут на себе отпечаток времени и эпохи — для меня это энергетически заряженные арт-объекты, которые собственно и составляют внутреннюю архитектуру и атмосферу этого дома. Здесь сохранилась действующая русская печь, а в противовес ей 20 лет назад появилась очень забавная вещь - камин, выложенный изразцами и изразцами, которые я привез со всего мира - от Европы до Африки. Получился абсолютно мультикультурный собирательный образ - это и Суздаль, и Марокко, и Сирия, Португалия. Это все майолика.


Банная терраса, на столе - медная пепельница, на стене - тверской дом 1930-х гг.

При работе с усадебным пространством мне хотелось использовать собственное видение как с точки зрения художественных смыслов, так и бытовых решений – перенести туда все мои любимые вещи, предметы, которые согревают душу, напоминают о путешествиях, связывают с прочитанными книгами и произведения искусства я видел. Весь дом буквально наполнен искусством.


Художник Никита Макаров за работой.


Шкатулка "Королева Улитки Моря", окруженная стражами - морскими коньками, доблестными воинами моря и океана. Керамика, надглазурная краска, кракле, золото

Второй (новый) дом построен по моему проекту с огромными окнами, выходящими в сад. Это так называемый «дикий» сруб, когда в кладке используются не оцилиндрованные, а обрезные бревна с остатками коры, которая также несет на себе налет времени. С точки зрения архитектурных приемов это вполне узнаваемый стиль.

Одной из задач, стоявших передо мной, была интеграция нового большого дома и сада в контекст аутентичной русской дачи и самого городского пространства, так как объект находится в историческом центре Переславля-Залесского, недалеко от крепостных валов и Плещеева озера. Мне было важно сделать все гармонично и при этом сохранить максимальное пространство как внутри, так и снаружи.


Фрагмент сада.

"Сад как конструктор, можно делать бесконечно»


Кедровый купол.


Местные растения являются частью сада.

Создавая сад, я опирался на впечатления, полученные во время многих поездок по Европе и Востоку. Я придерживаюсь мнения, что сад – это не только признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и самовыражения. Именно поэтому мой сад устроен таким образом, чтобы в любое время года вы могли наслаждаться природной красотой и гармонией в нем, чтобы с ранней весны до поздней осени он сверкал разными оттенками и формами.


Для Никиты сад и дом — это естественные способы самовыражения и прекрасное поле для творчества.


Сундук с Летящим Зайцем, Писательская Глазурь, Золото, Платина.

Сад огибает оба дома и образует кольцо. На его территории много небольших функциональных построек с аутентичной мебелью и предметами крестьянского быта Русского Севера XIX века, привезенными мною из Архангельской области, Коми, Устюга и других мест. Скамейки, панно — в общем, все, что сегодня можно найти либо в краеведческих музеях, либо в книгах о русской архитектуре.

Обратите внимание: Перестали обворовывать дачу, когда на зиму не закрыл дверь на замок..

Все уличные объекты сохранены и приспособлены для существования в экстерьере.


«Дом — это интимное пространство для человека, что прямо говорит о его приоритетах, системе координации и мировоззрении», — говорит Никита.

«Сад — это не только признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и самовыражения»


Фрагмент сайта.


Уличный фонарь — авторская работа художника.

Однажды мне посчастливилось приобрести две большие деревянные колонны из разрушенной церкви, типичные предметы русского барокко, которые я отреставрировал и поместил в стеклянные колбы в саду. Получились лаконичные колонны, которые оснащены специальной подсветкой. Ночью, когда в колоннах зажигают свет, кажется, что они буквально парят в воздухе. Для меня это прекрасное напоминание о Русском Севере и его особой культуре, воспетое художниками и поэтами.


Деревянные колонны из интерьера разрушенного храма, которые Никита восстановил и поместил в стеклянные фляги в саду.

Из недавних приобретений для сада - группа панно из Архангельской области, которые я интегрировала в поленницу, и два самосвала из зеленого камня. Сейчас я делаю два пруда, где хочу выращивать водные гиацинты и нимфеи. Хочется, чтобы новые элементы гармонично вписались в общий дизайнерский код сада, поэтому экспериментирую с искусственным состариванием водоемов, чтобы они выглядели так, будто многое уже повидали в жизни, покрываю их мхом — в общем, колдовствую время.


«Фонтан Седер — неотъемлемая часть банного комплекса и мой личный ежедневный ритуал, — объясняет Никита Макаров. «Утром ныряю в ледяную воду, вечером окунаюсь в теплую воду под яблонями и смотрю на небо».


Альпийская горка изготовлена ​​из камней, добытых в карьере в Ярославской области и облагороженных мхом и хвойными породами. Летом Никита сажает туда цветы по настроению.

работа в саду – это с одной стороны отдушина, а с другой – совершенно неблагодарное занятие, особенно в наших климатических условиях. Ухаживать за кустом можно сколько угодно, но один мороз – и рододендроны или магнолии погибли, и это совершенно не зависит от вложенных усилий, знаний и талантов. Но мне удалось вырастить эти южные породы (рододендрон, крымскую глицинию, магнолию), которые мне очень подходят и нравятся. Когда они начинают цвести, это абсолютное счастье. Помимо людей, растений и предметов, в саду живут мои любимые бульдог и кот, сообщество брахицефалов, которые бродят по саду с мыслями о том, как выбраться из него и попасть в суровую среду.


Французский лиловый бульдог, урожденный Князь Мышкин.

Друзья часто с удивлением повторяют: «как ты жил в такой красивой комнате в городе без надежды». Цитирую Ходасевича в ответ:

Я люблю людей, я люблю природу,
Но я не люблю гулять
И я точно знаю, что люди
Мои творения непостижимы.

Удовлетворенный мало, я думаю
Что дает каменная порода:
Вяз, прислонившийся к сараю
холм, поросший лесом…

Нет жестокой чести, нет преследования
Я не жду от современников
Но кусты сирени я сам срезал
Вокруг террасы и в саду.


На переднем плане могильная яма 19 века, Архангельская область.


Сундук Царевны-лягушки и ее волшебный крот с карпом-гедонистом и диковинными лилиями.

Сад как конструктор, делать можно бесконечно. Возможно, это дело передалось мне генетически - я все детство наблюдал, как мой прадед, Леонид Максимович Леонов, возделывал свой чудесный, гигантский сад в Переделкино. Кстати, у него была самая большая коллекция кактусов в Советском Союзе.

Как сказал Вольтер: «Faut cultiver son jardin» («Возделывай свой сад»). Так и возделываю - с весны до осени, год за годом. Я развожу лягушек, наслаждаюсь цветением магнолий и яблонь, сажаю тюльпаны и нарциссы - я создаю свой мистический лес, куда убегаю от беспощадных реалий и где создаю керамическую метавселенную мифогенных существ, обитающих в этом "загадочном лесу».


Из коллекции предметов: пепельница и трубка (литые, Бельгия, XIX в.), черноглазурный керамический кувшин с берестой для масла, туфовая колонна (Франция, 1930-е гг).

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Никита Макаров начал возделывать свой сад пять лет назад в семейном угодье в центре Переславля-Залесского, «жемчужины» Золотого кольца, и считает его огромной зоной для творчества.