Реальность за фасадом империи: кому на самом деле посвящается ностальгия по царской России

Недавнее венчание так называемых «наследников российского престола» из рода Гогенцоллерн-Мухрановских всколыхнуло в обществе волну ностальгии по «хрусту французской булки». Это чувство парадоксальным образом объединило ярых государственников вроде Марии Захаровой и либеральных медиаперсон, таких как Ксения Собчак. Однако, разглядывая нарядные шляпки гостей церемонии, многие забывают суровую правду: около 80% населения Российской империи, которое выращивало зерно для тех самых булок, не могло не только попробовать этот изыск, но и увидеть его вблизи — для этого требовалось добраться до города, что было недоступной роскошью.

Мифы о «России, которую мы потеряли»

На фоне этого события вновь зазвучали сожаления о судьбе императора Николая II, разговоры о его недооцененных заслугах и небывалом экономическом росте, который якобы должен был вывести страну в мировые лидеры. В ход пошли и старые мифы: о том, что весь советский период равнялся на показатели 1913 года, о «немецких деньгах» для Ленина и о коварной «англичанке», которая инспирировала революцию, чтобы не отдавать России Босфор и Дарданеллы. Примечательно, что на самом венчании в Исаакиевском соборе не было представителей британской королевской семьи, что красноречиво говорит об отношении Виндзоров к Мухрановским.

Кем видят себя ностальгирующие?

Каждый, кто тоскует по Российской империи, подсознательно представляет себя частью её элиты — респектабельным господином или дамой из высшего общества.

Примерно так:

Дачная компания, год 1910, источник МАММ/МДФ

Или хотя бы так:

Свадебное фото, примерно те же годы. источник МАММ/МДФ (господин с моноклем на заднем плане удивительно напоминает Кису Воробьянинова в лучшие его годы).

А дамы, разрывающиеся между самодержавностью и феминизмом, — этак:

Дамы в кафе. 1917, март. источник МАММ/МДФ

Всё это выглядит как сплошное благолепие, которое, по мнению многих, отняли большевики. При этом часто забывается, что царя отстранили от власти в феврале 1917 года именно либеральные «февралисты».

Реальная жизнь большинства

Однако исторические документы и фотографии, доступные сегодня, рассказывают совершенно другую историю. Они показывают, как жило абсолютное большинство населения, которое в итоге обеспечило смену строя, победу в Гражданской войне и индустриализацию.

Деревенский быт:

д. Арефьево, до революции источник МАММ/МДФ

И ещё один пример:

источник МАММ/МДФ

На этих снимках бросается в глаза странность: над домами нет печных труб, а вокруг — ни деревьев, ни травы. Всё вытоптано. Причина проста: после отмены крепостного права лучшие луга и леса остались у бывших помещиков или были скуплены новыми богачами. Полуголодный крестьянский скот выедал всю растительность вокруг. Сады и палисадники, ставшие позже символом русской деревни, появятся уже при советской власти, которая занялась массовым озеленением.

Городская нищета и рабочие трущобы

Не лучше жил и городской «рабочий класс».

1900-1913 годы. Фото Карла Булла Источник МАММ/МДФ

Этот «интерьер» помогает понять, почему для людей, выросших в таких условиях, комната в коммуналке казалась невероятным улучшением быта.

Книга врача Марии Покровской «По подвалам, чердакам и угловым квартирам Петербурга», изданная в 1903 году, подробно описывает ужасающие условия жизни большинства горожан и хорошо объясняет социальные причины будущих революций.

Обратите внимание: Малоизвестные факты о России и её правителях.

В ней, например, описываются «рабочие общежития»: «В ней живет 29 человек: 24 мужчин и 5 женщин. В первой комнате живет 10 человек, спят на пяти кроватях... Плата за кровать 3 р. Полкровати нанимает каждый, кто сойдётся с хозяином в условиях... Одна кровать на двоих служит источником разного зла». В таких условиях, с водой «прямо из Невы», туберкулёз и кишечные инфекции были обычным делом.

Крестьянская изба: единение с природой?

А вот как выглядело «простое крестьянское счастье» и куда же девались те самые печные трубы.

Из открытых источников.

Это — курная изба, где люди жили в одной комнате со скотом. Дым от печи выходил прямо в помещение, а затем через специальное отверстие в стене или потолке. Именно поэтому труб не было видно. Неудивительно, что церковь была для крестьян местом спасения — там было светло, чисто, пахло ладаном, а не навозом, и звучало пение, а не мычание скотины.

Экономические приоритеты империи

Любопытны и экономические приоритеты того времени. В 1907 году доход от экспорта хлеба составил 431 миллион рублей. Из них 180 миллионов было потрачено на ввоз предметов роскоши из-за границы, и лишь 58 миллионов — на новое промышленное оборудование. Борьба за Босфор и Дарданеллы велась в том числе для того, чтобы вывозить ещё больше хлеба за рубеж, в то время как внутри страны многие голодали.

Статистика вместо мифов

Важно помнить сухую статистику. По переписи 1897 года на каждую тысячу населения империи приходилось: 771 крестьянин, 106 мещан, 66 инородцев, 23 казака, 10 дворян, 5 представителей духовенства, 5 почётных граждан и 8 «прочих». Дворян было всего 1%, и далеко не все они были богаты. Подавляющее большинство современных россиян ведут свою родословную не от дам в кафе и господ в котелках, а от тех, кто жил в курных избах и рабочих бараках.

Роскошные наряды прошлого, конечно, привлекают взгляд, но, как говаривал профессор Преображенский, «разруха не в клозетах, а в головах». С тех пор помещиков почти не осталось, а романтика курной избы сильно преувеличена.

#россия #история #история россии #интересные факты #российская империя #власть #общество #крестьяне #рабочие

#быт

Непосайтзурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

и Телега, которая не скрипит и едет

https://t.me/joinchat/ijFlXa8yUpxmN2Qy

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях

Еще по теме здесь: Быт.

Источник: Ностальгирующим по самодержавной России посвящается.