Летом 2019 года в городе Тулун Иркутской области произошло масштабное наводнение, в результате которого было затоплено здание школы №20, где обучались 900 детей. После этого президент дал поручение построить для школьников новое современное здание в кратчайшие сроки.
Наша студия Design for School получила задание разработать дизайн-оформление для этой школы. В этой статье я расскажу о том, как нам пришлось работать в условиях всеобщей изоляции, взаимодействовать с турецкой строительной компанией через Google Переводчик и как вся наша команда проходила тестирование на коронавирус.
Старт проекта и неожиданный локдаун
В сентябре 2019 года президент поручил ПАО «НК Роснефть» построить и оснастить новое школьное здание. Куратором строительства стала Ангарская нефтехимическая компания, а генеральным подрядчиком — известная турецкая строительная фирма ENKA. Несмотря на безупречную репутацию, у компании не было опыта в строительстве образовательных учреждений.
В процессе работы ENKA осознала, что без профессионального дизайна здание рискует превратиться в безликую «коробку», что явно не соответствовало уровню проекта, который должен был представить президенту.
В марте 2020 года компания ENKA обратилась к нам с предложением разработать дизайн-проект для новой школы. Уже на следующий день в нашем офисе собрались шесть представителей заказчика: руководители ENKA, включая господина Ayhan Yeltik, а также кураторы от «Роснефти» и Ангарской нефтехимической компании.
Изучив планы здания, мы начали анализировать пространство и оценивать объем предстоящих работ. Сроки были крайне сжатыми: строительство школы нужно было завершить к 15 августа 2020 года, а на монтаж интерьеров отводился всего месяц. Это означало, что дизайн-проект должен быть готов уже к 1 июля.
Для успешной реализации требовалась слаженная работа всей команды, оперативные согласования и строгое соблюдение графика. И именно в этот момент был объявлен локдаун, и нам пришлось перейти на удаленную работу.
Особенности взаимодействия с турецкими коллегами
Команда ENKA проявила себя как исключительно ответственный и находчивый партнер, готовый преодолевать любые трудности. С началом пандемии они оперативно организовали карантинный городок для прибывающих рабочих. Столкнувшись с проблемой доставки качественного бетона в удаленный Тулун, ENKA построила собственный бетонный завод рядом со стройплощадкой.
Кроме того, для рабочих был создан комфортабельный строительный городок с отдельными вагончиками, зоной отдыха, коворкингом и бесплатной столовой, где кормили вкусной едой с турецким колоритом.
ENKA работала очень оперативно и всегда была на связи. Единственной сложностью стал языковой барьер. Общение велось на смеси английского, русского и турецкого языков, а длинные письма часто приходилось пропускать через Google Переводчик, разбираясь в профессиональных терминах и забавных оборотах.
Обратите внимание: 17 дизайнерских изобретений, создателям которых хочется поаплодировать.
Одно из писем, например, начиналось так: «Уважаемые Мадам, я хочу взять информацию о измельчителе поручней для инвалидов».Утверждение дизайна в онлайн-формате
При работе над дизайном всегда есть риск утонуть в бесконечных правках и столкнуться с противоречивыми мнениями участников проекта. Нам удалось избежать этих проблем благодаря четкому пониманию зон ответственности и конструктивным комментариям от всех сторон.
Мы выстроили процесс от общего к частному: сначала утвердили общую концепцию, логотип, стилистику и шрифтовое решение. Затем разработали систему навигации и цветового оформления, и только после этого приступили к тематическому дизайну различных зон — холлов, библиотеки, столовой. Каждый четверг мы проводили онлайн-встречи с рабочей группой заказчика в ZOOM, где презентовали текущие результаты. В воскресенье получали обратную связь, вносили правки и окончательно согласовывали этап.
Параллельно в Тулуне шли строительные работы, поэтому сразу после согласования каждого этапа подрядчик закупал материалы и приступал к их реализации.
Производство, монтаж и медицинские тесты
Несмотря на плотный график, мы успешно продвигались по плану. Однако в июле ситуация осложнилась: последствия локдауна стали ощутимы. Все финские фабрики, с которыми мы договорились о поставке мебели еще в мае, закрылись на санитарную обработку. Поиск российских поставщиков также столкнулся с трудностями: материалы и фурнитура застревали на таможне, а сроки поставки сдвигались на середину сентября. К счастью, мы нашли компанию «АГАТ», которая согласилась выполнить заказ в наши сжатые сроки.
Наше производство работало в авральном режиме. Офис был заставлен коробками с материалами, а столовая превратилась в склад. Еженедельно из Москвы в Тулун отправлялись фуры, полностью загруженные декоративными элементами.
В рабочих чатах стали появляться фотографии со стройки: вот уже готова столовая, холл начальной школы, гардероб. Приближалось 1 сентября — день открытия школы с участием высоких гостей, телевидением и торжественной линейкой.
Торжественное открытие школы
Мы чувствовали сплоченность команды, но в то же время легкую опустошенность. Этот проект стал для нас большим и важным испытанием: полгода интенсивной работы в экстремальных условиях, взаимопомощь и поддержка.
За столь короткий срок нам удалось создать уникальную школу — яркую, стильную, продуманную до мелочей и целостную в своем образе.
Теперь настало время передать школу в руки ее главных пользователей — учеников и учителей.
Эпилог: школа живет
В середине сентября я приехала в школу, чтобы провести семинар для педагогов и организовать фото- и видеосъемку. Здание, окруженное сосновым лесом, выглядело чистым и уютным. На спортивных площадках проходили уроки физкультуры, в холлах общались ученики, а на стенах уже висели детские работы. Школа была наполнена жизнью.
Несмотря на сжатые сроки и сложные условия изоляции, нам удалось разработать комплексную дизайн-систему, учесть множество нюансов и адаптировать дизайн для десятков различных помещений.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Дизайн в разгар пандемии. Как мы спроектировали и реализовали пространство школы «Новая Эра».
