Скандал в Осло: проект «Дома для смерти» архитекторов Snøhetta отклонён из-за спорного дизайна

В столице Норвегии, Осло, на протяжении нескольких лет продолжается общественный и административный скандал, связанный с проектом частного дома, разработанным известным архитектурным бюро Snøhetta в сотрудничестве с художником Бьярном Мелгаардом. Проект столкнулся с жёстким сопротивлением как со стороны местных жителей, так и городских властей, которые отказались выдавать разрешение на строительство.

Главной причиной отказа стал радикальный и мрачный дизайн здания. За свой необычный и пугающий облик проект получил в народе прозвище «Дом для смерти». Многие отмечают, что его формы отдалённо напоминают шлем Дарта Вейдера из «Звёздных войн» или футуристический космический корабль, что совершенно не соответствует духу района.

Противоречие с историческим контекстом

Муниципальные власти Осло пояснили свою позицию тем, что район Киккут, где планировалось строительство, исторически застроен виллами и домами в стиле середины XX века. Появление столь авангардного и диссонирующего объекта, по их мнению, нарушило бы целостность и характер сложившейся архитектурной среды. Интересно, что этот район традиционно считается колонией художников, и именно местные творческие деятели выступили одними из самых активных противников проекта.

История проекта и связь с Мунком

Работа над домом для Бьярна Мелгаарда началась ещё в 2011 году. Участок под строительство имеет особую историческую ценность: здесь ранее стояли дом и мастерская знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка, который жил и творил на этом месте более трёх десятилетий, вплоть до своей смерти в 1944 году. Эти постройки были снесены в период с 1960 по 1989 год, и новый проект должен был занять освободившееся пространство.

Архитектурные особенности и позиция автора

Проект предполагает возведение здания на колоннах, стилизованных под животных, что добавляет ему сюрреалистичности и ещё больше отдаляет от традиционной архитектуры. Несмотря на волну критики, владелец участка и соавтор идеи, художник Бьярн Мелгаард, настаивает на художественной ценности проекта. Он описывает «Дом для смерти» как уникальное сооружение, бросающее вызов устоявшимся представлениям о границах между искусством и архитектурой. Мелгаард считает, что скандал вокруг строительства искусственно раздут и не отражает истинной ценности архитектурного высказывания.

Читайте также

В Италии построили отель в форме шлема Дарта Вейдера