Фильм "Впервые замужем" как отражение эпохи
В 70-80-е годы советские интерьеры делились на типовые и «особые», которые стремились к роскоши. Последние имели свои характерные черты, ставшие символами статуса и благополучия.
В качестве примера можно рассмотреть интерьер из фильма «Впервые замужем». Главная героиня, приходя в гости к высокопоставленной чиновнице Галине, сразу видит дверь, обитую красной кожей — невероятная роскошь для того времени. Обычные двери обивались дерматином более скромных оттенков.
Далее Галина демонстрирует кухню и санузел, облицованные красивой разноцветной плиткой и отделанные особой пленкой. Стоит отметить, что качественная плитка была редкостью, и многие довольствовались тем, что было. Для украшения часто использовали переводные картинки. А «особая пленка» — это был дефицитный финский самоклеющийся материал.
Престижная мебель как символ успеха
В гостиной Галины антикварный шкаф соседствует с югославским гарнитуром, который, по словам хозяйки, был добыт по блату и стоил безумно дорого. Югославская мебель действительно считалась вершиной мечтаний и была желанным дефицитом. Например, в 70-х такой гарнитур (стенка, диван, столик и кресла) мог обойтись в 3000 рублей с существенной переплатой.
Другой пример — интерьер писателя Ефима Рахлина из повести «Шапка» Войновича. Там фигурирует не менее престижный румынский гарнитур, а также практически недосягаемые для обычного советского человека вещи: японский телевизор «Сони» и финский холодильник «Розенлев».
Статусные кровати и культ красной кухни
Еще одним символом достатка были так называемые арабские кровати, которые упоминаются в литературе того периода. Их часто приобретали у спекулянтов с большой переплатой. Помимо них, в почете были кровати из карельской березы.
Отдельного внимания заслуживает феномен красной кухни. В отличие от стандартных кухонь нейтральных тонов, глянцевая красная мебель была признаком особого статуса. Ее можно было увидеть в квартирах сотрудников комитетов, заведующих парикмахерскими, а также в фильме «Старый Новый год» у успешной семьи Полуорловых.
Обои как декларация вкуса и возможностей
В той же квартире Полуорловых в гостиной были фотообои — еще один модный и статусный элемент интерьера. Их тематика варьировалась от русских пейзажей до экзотических видов. Несмотря на бумажную основу и сложность в поклейке, они были очень популярны.
Не менее престижными считались обои под кирпич, которыми часто отделывали коридоры. Их можно было комбинировать с фотообоями, как это делали работники телевидения. Такие обои украшали и коридор заведующей парикмахерской, и квартиру Людмилы из фильма «Москва слезам не верит».
Таким образом, через интерьер и предметы быта советские граждане могли демонстрировать свой статус и доступ к дефицитным товарам, создавая свою версию роскоши в условиях тотального дефицита.
Обратите внимание: Эко-тренды в интерьере.
Еще по теме здесь: Дизайн.
Источник: Элементы роскоши в интерьере 70-х-80-х: обои в кирпичик и красная кухня.

