Ковер на стене: символ статуса и роскоши
В советскую эпоху ковер, висящий на стене, был не просто украшением интерьера, а настоящим символом благополучия и предметом гордости. Заветный шерстяной ковер был пределом мечтаний для многих хозяек, ради которого они были готовы месяцами занимать очередь и вносить свое имя в специальные списки на покупку. Стелить такой дефицитный и дорогой товар на пол считалось непозволительной расточительностью. Поэтому ковер занимал самое почетное место в гостиной или зале, превращаясь в центральный элемент убранства. На его фоне делали семейные фотографии, принимали гостей и отмечали праздники. Наличие ковра на стене было немым, но красноречивым свидетельством того, что семья смогла «достать» редкий товар, что в условиях всеобщего равенства было важным социальным маркером.

Гобелен с оленями: демократичная альтернатива
Для тех, кому не удавалось раздобыть шерстяной ковер, существовала более доступная, но не менее популярная альтернатива — гобелен. Чаще всего на них изображались идиллические сельские пейзажи, сцены из сказок или, что было особенно распространено, благородные олени. Такое панно, висевшее над кроватью или диваном, можно было встретить едва ли не в каждой второй советской квартире. Изготавливались они из прочных синтетических материалов, что обеспечило им невероятную долговечность. Многие из этих гобеленов пережили не только своих первых владельцев, но и саму советскую эпоху, сохранив яркость красок. Сегодня их можно обнаружить в старых квартирах, на дачах или на интернет-барахолках в отличном состоянии, как живое напоминание о прошлом.
Люстра «Каскад»: хрустальная мечта из пластика
Еще одним обязательным атрибутом «богатого» советского интерьера была многоярусная люстра «Каскад». Она создавала иллюзию роскоши, хотя на самом деле ее сверкающие подвески были сделаны не из хрусталя, а из прозрачного пластика. Свое название светильник получил благодаря конструкции: несколько круглых ярусов разного диаметра, с которых ниспадали десятки пластиковых «слез». В свое время такая люстра была дорогим приобретением — ее цена в 25 рублей составляла ощутимую часть от средней зарплаты в 70-100 рублей. Сегодня этот винтажный предмет стал объектом ностальгии и коллекционирования, его можно купить на онлайн-площадках, причем отдельно продаются и запасные подвески, которые со временем имели свойство отламываться и теряться.


Подвеска для люстры "Каскад".
Отрывной календарь: энциклопедия домашнего быта
Этот скромный предмет был, пожалуй, самым полезным и универсальным источником информации в доме. Отрывной календарь в обязательном порядке висел на кухне или в прихожей, выполняя роль и ежедневника, и справочника, и развлекательного издания. Помимо очевидной функции — отсчета дней — на каждом листке печаталась масса полезных сведений: время восхода и заката, фазы луны, государственные праздники.
Обратите внимание: Как мы Гагариной ремонт в квартире делали..
Но главная ценность таилась на обороте: там можно было найти кулинарные рецепты, советы по домоводству и садоводству, народные приметы, анекдоты, кроссворды и даже шахматные задачи. Для многих семей он был настоящей настольной энциклопедией на все случаи жизни.
Трельяж: домашний «уголок красоты»
Туалетный столик с тройным зеркалом, или трельяж, был мечтой каждой советской женщины. Это был не просто предмет мебели, а личное пространство, позволяющее создать дома маленький салон красоты. Боковые створки зеркала, которые можно было поворачивать под разными углами, давали возможность рассмотреть себя со всех сторон. Вместительный нижний столик или комод служил для хранения не только косметики и духов, но и множества других вещей: швейных принадлежностей, лекарств, документов или белья. Приобретение трельяжа было серьезным вложением в семейный бюджет, но оно того стоило — он давал ощущение уюта, приватности и маленькой роскоши в условиях стандартизированного быта.



Чеканка: металлическое искусство на стенах
Художественные панно из металла, или чеканки, были популярным и относительно доступным способом украсить интерьер. На листах алюминия или меди мастера выбивали разнообразные сюжеты: романтические портреты, горные пейзажи, парусники или сцены из народных сказок. Наличие такой чеканки на стене говорило о художественном вкусе и определенном достатке хозяев. Отдельной, почти обязательной, категорией были тематические панно для дверей: мальчик, писающий на дверь туалета, и девочка в ванне — для ванной комнаты. Эти юмористические, а иногда и откровенно китчевые изображения были своеобразным советским фольклором, понятным каждому.

Сервиз «Мадонна»: парадная посуда для лучшей жизни
Изящный столово-чайный сервиз, произведенный в ГДР под названием «Мадонна», был культовым предметом для советских хозяек. Он олицетворял собой ту самую «красивую жизнь», к которой все стремились. Чаще всего этот сервиз, как и знаменитая «Книга о вкусной и здоровой пище», не использовался в повседневности, а бережно хранился за стеклом серванта или стенки. Его доставали лишь по особым случаям — на большие праздники или для приема важных гостей, чтобы продемонстрировать свое благополучие и хороший вкус. Ирония заключалась в том, что изысканные блюда, которые предполагалось подавать в такой посуде, часто оставались лишь рецептами в книге из-за дефицита продуктов. Таким образом, сервиз «Мадонна» был скорее символом надежды и стремления к прекрасному, чем утилитарным предметом обихода.


Столово-чайный сервиз "Мадонна", винтаж.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Давайте немного вернемся в прошлое и вспомним, какие вещи были во времена СССР в каждой советской квартире.



