В XV и XVI столетиях основным строительным материалом на Руси было дерево, причем использовали преимущественно круглый лес – бревна. Струганные доски применяли крайне редко, только в тех случаях, когда без них было совершенно невозможно обойтись. Металлические крепежи также не были широко распространены. Этому способствовали два ключевых фактора: во-первых, существовало устойчивое убеждение, что металл, контактируя с деревом, ускоряет его гниение и разрушение, а во-вторых, стоимость железа была очень высокой.

Арсенал древнерусского плотника
Инструментарий мастеров того времени нельзя было назвать разнообразным, он был довольно скромным и базовым. Однако у каждого уважающего себя плотника был свой личный набор, который часто изготавливался или подгонялся индивидуально под руку владельца для максимального удобства в работе. Из-за высокой стоимости качественных инструментов их берегли и передавали из поколения в поколение как семейную ценность.
Основной набор плотника включал в себя девять ключевых инструментов:
- Топор дровосека с узким лезвием для грубой работы;
- Потес – специальный топор с удлинённым лезвием, предназначенный для строгания и придания формы бревнам;
- Плотнический топор, наиболее похожий на современный универсальный инструмент;
- Черта – инструмент для разметки;
- Долото для выборки пазов и отверстий;
- Тесло, которое использовалось для выдалбливания продольных желобов;
- Струг и длинный скобель для окончательного выравнивания поверхности дерева;
- Наугольник для проверки и выставления прямых углов.
![]()
Стоит отметить, что это был лишь минимальный комплект. Опытные мастера, особенно те, кто занимался сложными работами, имели в своём арсенале гораздо больше приспособлений. Например, у одного плотника могло быть до двух десятков различных топоров, каждый из которых был заточен под конкретную операцию: от черновой рубки до тонкой художественной резьбы.
Искусство рубки: как соединяли бревна
Технологии соединения бревен в срубе, многие из которых используются и сегодня, были хорошо известны русским зодчим. Они разрабатывались не только для прочности, но и для удобства маркировки, разборки и перевозки конструкций. В период XV-XVI веков наибольшее распространение получило около десяти основных способов рубки углов, основные из которых показаны на иллюстрации.
![]()
Дверные и оконные проемы в таких стенах делали небольшими. Окно, например, вырубалось в половину верхнего бревна и в половину нижнего. Такие окна закрывались деревянными створками, которые «заволакивали» (задвигали). Именно отсюда и пошло историческое название – «волоковые» окна.
![]()
Подавляющее большинство построек возводилось из цельных бревен. Технологии сращивания древесины для увеличения длины практически не применялись. Если семье требовалось больше места, то рядом с первым домом просто ставили второй, а между ними организовывали теплый переход.
Основными крепежными элементами служили деревянные клинья и нагели (шканты). Яркую иллюстрацию отношения к металлу в старину приводит книга «Деревянный дом от мала до велика»: «При разборке и реставрации одной старинной крыши размером 8 на 12 метров с четырьмя башенками, на всю конструкцию удалось найти всего шесть кованых гвоздей. И вытащить их было невероятно сложно – коррозия покрыла их зазубринами, и они намертво вросли в дерево».
Сакральное и практическое: украшение хором
Русские мастера не скупились на украшение жилищ. Дома обильно покрывались замысловатой резьбой, которая имела не только эстетическое, но и глубокое сакральное значение. Считалось, что каждый резной элемент – оберег, призванный защитить конструкцию дома и благополучие его обитателей. До наших дней дошло множество толкований этих символов, но все они сходятся в одном: резьба несла исключительно добрый, охранительный смысл.

Украшения имели и сугубо практическую функцию. Например, ажурные наличники и резные доски вокруг окон («причелины», «полотенца») создавали дополнительную преграду для сквозняков, а выступающие элементы защищали стены от косого дождя и ветра. Значение некоторых узоров до сих пор остается загадкой для исследователей, что порождает самые смелые гипотезы. Достоверно известно, что многие элементы были родовыми знаками, гербами семьи, жившей в доме.
![]()
На рисунке выше изображены хоромы предположительно XII века. Стоит понимать, что технологии того времени могли отличаться от более поздних, описанных в статье. К сожалению, постройки столь древней эпохи практически не сохранились, и многие секреты мастеров той поры оказались безвозвратно утеряны.

