
ФАКТЫ О ХУДОЖНИКЕ
Никита Макаров, родившийся в 1980 году, получил классическое художественное образование в Московском училище памяти 1905 года и Суриковском институте.
Он участвовал в масштабном проекте — росписи Спасо-Преображенского комплекса Храма Христа Спасителя в составе творческой группы.
Будучи успешным московским живописцем, Макаров углубился в изучение пейзажа, сочетая академическую школу с практикой современного международного искусства.
Со временем художник открыл для себя новый материал — керамику, и в 2021 году основал собственный бренд Makarov Ceramics.
Узнать больше о его керамических работах можно на сайте: www.nikitamakarov.art/ceramics
Личный мир на двадцати гектарах
Эта история — о том, как можно воплотить своё внутреннее видение мира в относительно небольшом, но насыщенном пространстве. Участок в 20 гектаров с садом, двумя домами, гончарной мастерской и даже собственной купальней стал для Никиты Макарова холстом, на котором он создаёт атмосферу собственной вселенной.

Никита Макаров на террасе для купания.
Истоки: семейное гнездо в Переславле
Всё началось в 90-е годы, когда мама Никиты приобрела участок в самом сердце старинного Переславля-Залесского. Центром владения стала классическая пятистенка — традиционный бревенчатый дом с жилой комнатой. Во время реконструкции открылись старые полы из широких досок, что сегодня большая редкость. Интерьер гостиной выдержан в духе уездного города конца XIX — начала XX века: простая, но изысканная мебель того времени — диваны, комоды, кофейные столики.

Стол в тени гигантской ивы, самого первого дерева, которое мама посадила в 1994 году.
Каждый предмет здесь — не просто вещь, а арт-объект с историей, несущий энергию своей эпохи. Они и формируют внутреннюю архитектуру и неповторимую атмосферу дома. Здесь соседствуют действующая русская печь и камин, облицованный изразцами, собранными художником по всему миру — от Европы до Африки. Этот камин стал мультикультурным собранием майолики, вобравшим в себя дух Суздаля, Марокко, Сирии и Португалии.

Банная терраса, на столе - медная пепельница, на стене - тверской дом 1930-х гг.
Дом как отражение души
Обустраивая усадьбу, Макаров руководствовался своим художественным видением и личными привязанностями. Он стремился наполнить пространство любимыми вещами — теми, что согревают душу, напоминают о путешествиях, ассоциируются с прочитанными книгами и увиденными произведениями искусства. В результате дом буквально пропитан искусством.

Художник Никита Макаров за работой.

Шкатулка "Королева Улитки Моря", окруженная стражами - морскими коньками, доблестными воинами моря и океана. Керамика, надглазурная краска, кракле, золото
Новый дом и интеграция в исторический контекст
Второй дом, построенный по проекту самого Никиты, — это сруб из «дикого» бревна с корой, несущий отпечаток времени. Огромные окна открывают вид прямо в сад. Важнейшей задачей для художника стала гармоничная интеграция нового строения и сада в аутентичный контекст русской дачи и исторического центра Переславля-Залесского, который находится рядом с крепостными валами и Плещеевым озером. Главным было сохранить ощущение простора и внутри, и снаружи.

Фрагмент сада.
"Сад как конструктор, можно делать бесконечно»

Кедровый купол.

Местные растения являются частью сада.
Философия сада
Создавая сад, Макаров вдохновлялся впечатлениями от путешествий по Европе и Востоку. Для него сад — не просто признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и глубокого самовыражения. Поэтому пространство устроено так, чтобы радовать красотой и гармонией в любое время года, переливаясь оттенками и меняя формы с ранней весны до поздней осени.

Для Никиты сад и дом — это естественные способы самовыражения и прекрасное поле для творчества.

Сундук с Летящим Зайцем, Писательская Глазурь, Золото, Платина.
Сад-кольцо и его обитатели
Сад кольцом охватывает оба дома. На его территории расположены небольшие постройки, наполненные аутентичными предметами крестьянского быта Русского Севера XIX века, которые Никита собирал в Архангельской области, Коми, Устюге. Скамейки, панно — всё то, что сегодня можно встретить лишь в краеведческих музеях или на страницах книг по русской архитектуре.
Обратите внимание: Перестали обворовывать дачу, когда на зиму не закрыл дверь на замок..

«Дом — это интимное пространство для человека, что прямо говорит о его приоритетах, системе координации и мировоззрении», — говорит Никита.
«Сад — это не только признак развитой цивилизации, но и способ познания мира и самовыражения»

Фрагмент сайта.

Уличный фонарь — авторская работа художника.
Арт-объекты под открытым небом
Одной из ярких находок стали две большие деревянные колонны в стиле русского барокко из разрушенной церкви. Никита отреставрировал их и поместил в стеклянные колбы в саду. Ночью, когда внутри зажигается свет, кажется, что эти колонны парят в воздухе. Для художника это — оммаж культуре Русского Севера, воспетой поэтами и живописцами.

Деревянные колонны из интерьера разрушенного храма, которые Никита восстановил и поместил в стеклянные фляги в саду.
Среди недавних приобретений — группа панно из Архангельской области, встроенная в поленницу, и два самосвала из зеленого камня. Сейчас Никита работает над созданием двух прудов для водных гиацинтов и нимфей. Чтобы новые элементы выглядели органично, он экспериментирует с искусственным состариванием, покрывая их мхом, — буквально колдует над временем.

«Фонтан Седер — неотъемлемая часть банного комплекса и мой личный ежедневный ритуал, — объясняет Никита Макаров. «Утром ныряю в ледяную воду, вечером окунаюсь в теплую воду под яблонями и смотрю на небо».

Альпийская горка изготовлена из камней, добытых в карьере в Ярославской области и облагороженных мхом и хвойными породами. Летом Никита сажает туда цветы по настроению.
Радости и вызовы садовода
Работа в саду — одновременно отдушина и испытание, особенно в российском климате. Можно годами ухаживать за кустом, но один сильный мороз — и рододендроны или магнолии погибают, несмотря на все усилия. Тем ценнее для Никиты успех в выращивании южных растений — рододендрона, крымской глицинии, магнолии. Их цветение становится для него абсолютным счастьем. Кроме людей и растений, в саду живут верные спутники — французский бульдог и кот, составляющие «сообщество брахицефалов», размышляющих о жизни.

Французский лиловый бульдог, урожденный Князь Мышкин.
Поэзия места
На удивление друзей о жизни в такой красоте вдали от столичной суеты, Никита часто цитирует стихотворение Владислава Ходасевича, которое как нельзя лучше отражает его чувства:
Я люблю людей, я люблю природу,
Но я не люблю гулять
И я точно знаю, что люди
Мои творения непостижимы.
Удовлетворенный мало, я думаю
Что дает каменная порода:
Вяз, прислонившийся к сараю
холм, поросший лесом…
Нет жестокой чести, нет преследования
Я не жду от современников
Но кусты сирени я сам срезал
Вокруг террасы и в саду.

На переднем плане могильная яма 19 века, Архангельская область.

Сундук Царевны-лягушки и ее волшебный крот с карпом-гедонистом и диковинными лилиями.
Генетика и призвание
Сад как конструктор действительно можно собирать бесконечно. Возможно, это призвание передалось Никите генетически: всё детство он наблюдал, как его прадед, писатель Леонид Леонов, ухаживал за своим огромным садом в Переделкино, где была собрана крупнейшая в СССР коллекция кактусов.
Следуя завету Вольтера «Возделывай свой сад», Никита Макаров делает это из года в год. Он разводит лягушек, наслаждается цветением магнолий и яблонь, высаживает тюльпаны и нарциссы. В этом созданном им мистическом лесу он находит убежище от суровой реальности и творит свою керамическую метавселенную, населённую мифологическими существами этого «загадочного леса».

Из коллекции предметов: пепельница и трубка (литые, Бельгия, XIX в.), черноглазурный керамический кувшин с берестой для масла, туфовая колонна (Франция, 1930-е гг).
Больше интересных статей здесь: Дача.

