Ещё 15 лет назад в журнале "Мой маленький" я поднимала тему о важности организации личного пространства для ребёнка. Думаю, что тема не потеряла актуальности и по сей день.
Чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо собственное жизненное пространство: территория, которую он мог бы считать только своей, личные вещи и личное время. Но вместе с правами на «владение и пользование» он получает и обязанности: поддержание порядка на своей территории, уход за вещами и бережное отношение к ним, правильное распределение в пространстве.
Личное пространство с точки зрения психологии
Малышу обязательно нужно выделить его личное место в квартире. Идеальный вариант – отдельная комната, которую можно превратить в сказочный мир детства.
«Детская комната должна быть таким исключительным явлением, которое можно пронести с собою через всю жизнь» – писал детский психолог Михаил Федотов.
Детская комната в первую очередь должна соответствовать базовым потребностям ребёнка для его психологического комфорта:
1. Физиологические потребности: сон (отдельная удобная кровать), вода (в комнате должен быть кулер с водой или пополняемая бутылочка), одежда и обувь (шкаф с удобными, по росту ребёнка, отделами), еда (ребёнок должен кушать когда хочет и не быть голодным, поэтому лучше в комнате держать запас сухофруктов, морковных палочек и других полезных перекусов).
2. Безопасность. Ребёнок должен чувствовать в своём личном пространстве себя в абсолютной безопасности: мебель без острых углов, безопасные окна и электрика, безопасные игрушки, нет орущих на него взрослых (отчитывайте ребёнка не в его комнате, а в своей), хороший ночник (дети часто бояться темноты).
3. Любовь. Необходимо создать в комнате уголок, в котором вы вместе будете проводить время.
4. Уважение. Организовывайте пространство в комнате вместе с ребёнком, учитывайте его мнение. Если он хочет на нижней полочке устроить книжки, а на верхней игрушки - пусть будет так, как ему удобнее. Уважайте личные границы. Если ребёнок хочет побыть один - пусть побудет. Если ребёнок просит стучать, когда входите - стучите, это не трудно, зато показывает ребёнку, что его уважают.
5. Самовыражение. Ребёнку очень желательно организовать в комнате пространство для творчества и все необходимые для этого материалы и инструменты.
Что говорит о комнате ребёнка нейропсихология?
Личное пространство ребёнка должно помогать ему развиваться.
В комнате должны быть:
1. Мячи. Мячики - это идеальный развивающий предмет. Если даже просто бросать мячик об стенку и ловить, развивается контроль силы удара, глазомер, координация движений, задействуются сразу несколько зон мозга.
2. Книжки по возрасту. Книги должны быть в доступе ребёнка, а не на верхних полках. Если ребёнок просто сидит и смотрит картинки - это тоже развитие.
3. Настольные развивающие игры. Мы боимся, что ребёнок разбросает игры и потом их не соберёшь. Разместите в пределах доступа ребёнка игры "почти не убиваемые", с небольшим количеством предметов, которыми он может пользоваться всегда. Остальные убираем повыше до семейной игры.
4. Удобные места для хранения. Ящики должны быть разделены по ячейкам (коробочкам, контейнерам) и в идеале подписаны. Ребёнок не сможет наводить порядок, если не будет знать, где место каждой игрушки и вещи. Советую воспользоваться системой вертикального хранения кон Мари - так порядок будет дольше сохраняться.
5. Место для творчества. Коробочку или контейнер с бумажками, проволочками, глазками, бусинками, клеем, ... желательно тоже держать в пределах доступа ребёнка. Чтобы творить, когда прилетит муза, а не по расписанию.
6. Место для учёбы. Удобное место для письма - очень важно и для почерка, мелкой моторики и для развития письменной речи. Также и место для работы с компьютером - необходимо позаботиться и о комфорте и о правильном размещении ребёнка, и о направлении освещения рабочего места.
7. Место актива. Для малышей - это пространство, где можно играть в мяч, бегать, прыгать. Для школьников - это место для спортивных занятий, танцев, активных игр.
8. Место отдыха при смене деятельности. На кровати не всегда удобно отдыхать (двухъярусная, к примеру) или не заведено в семье. Поэтому кресло или софа - идеальный вариант, но если не позволяют ни средства ни место, то можно положить горку подушечек на коврик.
9. Салфетки влажные и бумажные. Очень важно научить ребёнка сразу исправлять свои ошибки и заботиться о своих вещах. Что-то пролил или испачкал - вытри сразу.
Какими должны быть в идеале личные квадратные метры?
Проектирование и планирование детской комнаты — это прекрасная возможность для совместного семейного творчества, где каждый может найти применение своим способностям, проявить индивидуальность и изобретательность. Детская фантазия об руку с рационализмом родителей, приведет к самым неожиданным и удивительным результатам. Необходимо учесть, что детская комната нуждается в изменении как минимум три раза в течение жизни ребенка в доме: когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (2 — 3 года), во время начала школьной жизни (4 — 6 лет) и в тот период, когда ваш ребенок становится подростком (от 10 до 13 лет).
Дошкольник нуждается в большом пространстве для физических упражнений и подвижных игр, поэтому пол должен по возможности содержаться в чистоте и быть свободным от неожиданных мебельных помех и препятствий.
В школьные годы ребенок ориентируется на другие специфические задания и упражнения, что требует соответственно и мебели функционального назначения (письменный стол, книжная полка), и чем старше становится ребенок, тем менее важным становится пространство пола. Эта тенденция продолжается и в подростковом возрасте. Ориентироваться нужно именно на потребности ребёнка, посоветуйтесь с ним.
Безусловно, первичным фактором в планировании любой детской комнаты является обеспечение здоровья и безопасности ребенка. Хорошенько убедитесь, что комната достаточно обогревается и проветривается. Проконтролируйте окна, дверные проемы, розетки, обогреватели, осветительные приборы для предотвращения возможного риска.
Содержимое детской комнаты должно быть износостойким, выдерживать не всегда бережное отношение. Мебель должна быть прочной, легкой для чистки и не быть причиной для повреждения .
Мебель в детской комнате неизбежно имеет короткую жизнь. Дети чувствуют себя уютно, когда их окружают предметы соизмеримые с их собственными "габаритами" и поэтому, по мере роста ребенка, должна "расти" и мебель. Не всегда есть возможность поменять мебель на новую: одним из вариантов может стать составная постель, которую можно удлинять по мере роста ребенка. К тому же, довольно часто "изнашиваются" и меняются детские вкусы и увлечения. Иногда возникшие интересы требуют и новой мебели, так, например, шкафчик для хранения снаряжения восходящей звезды по бегу на роликовых коньках или дополнительный книжный шкаф для страстного книголюба.
Если у вас в квартире живут двое детей или более, очень важно придумать пути для определения каждому ребенку личной территории. Известно, что наши жилищные условия не всегда позволяют "развернуться", но как минимум, у ребенка должен быть свой "уголок" и то, что он может назвать своим.
Дети делят комнату на двоих?
Мебель может иметь цветной код, указывающий на принадлежность и собственность каждого ребенка. Этот цвет можно "продлить" на вешалках в шкафу, выдвижных ящиках в бюро, полках, покрывалах и постельном белье. Вы также можете использовать мебель для разделения комнаты на отдельные сектора. Для этой цели чаще всего используется шкаф, но вы можете найти нетрадиционное решение, например, разделив комнату с помощью жалюзи, плотных занавесок, яркой перегородки.
Мальчику можно сотворить «джунгли»:
- по торцам кровати прикрепим верёвочную лестницу и канат,
- на пологе нарисуем ветку дерева с листьями, сделали несколько гирлянд из бумажных листочков, которые местами свисали с края полога,
- у изголовья повесим бра в форме симпатичного паучка,
- игровое пространство под кроватью закроем материалом с защитной окраской, местами порванным на полоски (имитация заросшей лианами пещеры),
- на пол положим кусок утеплителя, закрываем сверху зелёным ковролином,
- освещение пещеры возьмёт на себя ночник в форме небольшого костра, а за хранение игрушек будет отвечать сундучок сокровищ.
Девочке создаём милый девичий уголок:
- на торце кровати приделаем широкую лестницу с раскрашенными в цветочек деревянными перилами, с возможностью расположения выставки рисунков,
- на пологе небесного цвета внутри нарисуем облака, а солнышком было бра у изголовья,
- место под кроватью занавесим шторкой, на которой нарисован теремок с вырезанными окошками и дверкой,
- на пол постелим мягкий тёплый ковер, поставили два пуфика и маленький столик, а над столиком повесим модуль с зеркалом в виде сказочного окошка со створками, на которых можно хранить расчёски, заколки, резиночки, бусы и прочие женские атрибуты,
- ночник в форме маленькой мышки станет первым жителем теремка, а вторым гостем – сетка для хранения игрушек в форме лягушки.
Старалась сделать статью многогранной, надеюсь, что вам она была полезна.
Нейропедагог-психолог, Чулкова Любовь.