На вопросы о тенденциях продуктовые дизайнеры любят кокетливо отвечать. Мол, какие веяния 20 века, наш мир полон разнообразия, кругом полная свобода самовыражения. Именно для этого хороша Неделя дизайна в Милане — крупнейшее и самое ожидаемое событие в индустрии. Не нужно искать тренды, они сами найдут вас. Как краткосрочные, которые будут определять внешний вид интерьера в течение ближайших года-двух, так и более общие, которые предусматривают не конкретные решения, а определенный общий ход. Начнем с них.
Интерьер как шоу
Неделя дизайна в Милане традиционно делится на две основные части. Первый – Мебельный салон, который проводится с 1960-х годов и на этот раз собрал около 1500 участников. Другой — Fuorisalone, параллельная невыставочная программа, которая в этом году включала около тысячи мероприятий. В прошлом Салон явно был самым важным, а Фуорисалоне воспринимался скорее как приятное и менее формальное дополнение. Теперь силы равны.
Многие из тех, кто приходит на Неделю Дизайна не за коммерческими сделками, а впитывать красоту и идеи, предпочитают пестроту городской программы однообразию выставочных стендов. Участники Fuorisalone стараются удивить публику необычными местами — создают инсталляции в роскошных дворцах, церквях и заброшенных зданиях, создают необычные стилистические решения.
Выставка Cassina, посвященная 50-летию iMaestri, прошла в бывшем банковском хранилище, освещенном красными огнями, дизайнер Маартен Баас привез самолет из переработанной джинсовой ткани в церковь в Милане, выставка Alcova прошла в бывшей скотобойне, Flexform превратила свой выставочный зал в галерею, где рядом с бестселлерами Guibi выставлялись огромные рекламные плакаты прошлых лет, а также бассейн Mnibi. Добавьте к этому сложную сценографию (Филипп Старк и Диор второй год подряд превращают свои презентации в зрелище), тщательно подобранные запахи и звуки, и станет понятно, почему многие из этих инсталляций собирают огромные очереди.
Конечно, не стоит ожидать, что приемы, используемые миланскими стилистами, будут точно перенесены в наш интерьер. Это не прямое руководство к действию, а скорее главная дорога, ведущая от уже знакомого, сбалансированного, но классного минималистского интерьера к пространствам, способным удивить, восхитить и восхитить. Хороший интерьер, как и прежде, начинается с планировки, но не должен на этом заканчиваться – услуги стилистов и декораторов, способных создать красивый образ, в ближайшее время будут как никогда востребованы.
Легкость
Если вы давно следите за миром дизайна, возможно, вы помните Торда Бунтье, голландца начала 2000-х, который делал люстры в форме ветвей и украшал мебель цветочными венками. О самом Торде давно ничего не слышно, но романтизм, присущий его творчеству, в этом году стал известен многим участникам недели дизайна.
Графические мобили Maxalto, также похожие на ветки деревьев, развешаны на фоне матовых перегородок с подсветкой. Коллекция Object Nomad от Louis Vuitton теперь включает подвесные предметы Quetzal, которые очень напоминают русские деревянные игрушки, известные как счастливые птицы. Такие же подвески, но в другом дизайне, были замечены и в Spazio Rossana Orlandi — вместе с плиссированными плафонами, которые можно было тянуть за шнур, и они начинали скользить вверх-вниз по стене.
Кристина Джопато и Кристофер Кумбс из студии Giopato&Coombes подвесили на тонких проволочках целую коллекцию, казалось бы, случайных предметов — семплов, прототипов и прочих мелочей, найденных в студии. Получились гибриды лампы и мобили.
Иногда этот полет фантазии падал на землю: в галерее Nilufar Depot была показана инсталляция Poikilos, авторы которой исследовали внутреннее свечение предметов. Они отлили несколько объектов из опаловой смолы, отбрасывающей радужные блики по всей комнате.
Эти вещи сложно объединить в категорию по формальным признакам, но они создают общее ощущение, что дизайн становится мягче, легче, лиричнее. И при этом не теряет современной точности линий — это важное уточнение.
Тонкие ножки
Коммерческим воплощением этого стремления к легкости можно назвать мебель на тонких высоких ножках — здесь мы уже переходим к более конкретным трендам, заданным на выставке.
Полки, диваны, кровати, кресла - вся мебель, опирающаяся на землю, хочет оторваться от земли. Это хорошая новость для обитателей малогабаритных квартир – чем больше видно пола, тем просторнее кажется помещение, хотя для любителей встроенных в мебель систем хранения это не принципиально (впрочем, альтернативу они всегда найдут).
Кресло Ark, новинка Living Divani, кажется мне воплощением тренда. Объект с четко очерченным силуэтом продолжает выглядеть как компьютер, который рендерит не только на изображении, но и в реальности настолько он элегантен.
Иногда ножки являются частью декоративного каркаса, как, например, у новых диванов Promemoria. А хорватский бренд Prostoria, экспонирующийся в Милане около пятнадцати лет, но впервые в этом году заглянувший в павильон с центральными дизайнерскими брендами, показал диваны, силуэт которых еще и подчеркивает тонкий двойной подлокотник. Кроме того, эти диваны имеют красивый светлый цвет, поэтому они попадают в следующий важный тренд.
Яркие цвета для мебели и не только
Это первое, что бросается в глаза, когда оказываешься в павильонах выставочного комплекса Rho Fiera. Салон стал заметно светлее, чем в предыдущие годы.
Обратите внимание: 9 простых и красивых идей дизайна террасы- фотографии .
Глубоко ошибаются те, кто до сих пор считает, что серый — это новый черный. Не серый и не черный — это вчерашний день.Даже стойкие минималисты, такие как Porro или Living Divani, вводят в свои выставки цвет. Это не обязательно сама мебель – на светлом фоне могут появляться вещи относительно сдержанных цветов. В павильонах выставки света Euroluce многие бренды оформили свои экспозиции по принципу color block. С выбором цветов они не раздумывали - красный, зеленый, желтый, охра и синий. Последние два – лидеры сезона среди ярких цветов.
Но параллельно идет еще одно направление – пастельное, с использованием приглушенных, но сложных оттенков. Иногда используется прием декомпозиции, когда более плотный цвет постепенно растворяется и исчезает. Светлая мебель на более светлом фоне — тоже вариант, и не столь радикальный, как может быть для поездки — за вдохновением можно обратиться к Kartell, их стенд в этом плане был образцовым.
Вторичный пластик
Традиционно галерист Россана Орланди выступала за устойчивое развитие — еще до пандемии она придумала конкурс Guiltless Plastic, который выдвинул на первый план возможности переработанных материалов. Было подчеркнуто, что переработанный пластик — это не хлам, а прекрасный материал, и если его отдать в умелые руки, то получатся крутые, модные вещи. Есть ощущение, что знаменитое чутье Орланди в этом году пошатнулось. Как-то оформлена выставка «Безвинная пластмасса», вещи расставлены хаотично прямо на полу в обшарпанной комнате с сильным запахом сырости, об освещении не позаботились — в таких условиях было сложно что-то разглядеть. Вышло именно то, от чего и должны были отсоветовать почтенной публике: вторичное сырье — блажь бедных эко-фриков, без особого потенциала.
Но на самом деле все с точностью до наоборот. Переработанный пластик уже давно перешел из экспериментальной области в коммерческую. Его используют многие бренды, которые часто не слишком его рекламируют. Например, наполнитель нового дивана Monocloud Патриции Уркиолы для Cassina изготовлен из различных видов переработанных материалов.
Другие бренды не ограничиваются производством мебели из переработанного пластика. Magis и дизайнер Stefan Diez решили улучшить дизайн дивана как такового. В традиционной мягкой мебели каркас и мебельные элементы скреплены между собой, что затрудняет ремонт, а новый диван «Костюм» имеет формованное основание из переработанного пластика, на котором слои обивочного материала лежат независимо друг от друга, а сверху съемный чехол. Модули крепятся своеобразной прищепкой. Все это хозяйство легко разбирается на составляющие, даже не имея отвертки, а затем чистится, ремонтируется или отправляется на утилизацию.
А менее известный, но тоже изобретательный бренд One To One придумал экологически чистую упаковку для своих стульев из переработанного пластика, которые занимают минимум места.
Необычные материалы и новый взгляд на привычные
Если говорить об экспериментах, то зачастую они связаны не с пластиком, а с обработкой и апскейлингом других материалов. Корейскому дизайнеру Джонгвону Ли (Jongwon Lee), работающему под брендом Weonrhee, пришла в голову идея делать мебель из плит PSL. Это клееный брус, где исходным материалом могут быть отходы деревообрабатывающей промышленности. Обычно PSL используется в строительстве, но дизайнер решил показать декоративный потенциал материала и выявил сложную структуру материала.
Молодой голландский бренд Vonn Jensen дает смелое представление об ар-деко: стулья, инкрустированные обрезками дерева, и старые брюки вместо обивочной ткани. А победителями конкурса на выставке Salone Satellite для молодых дизайнеров стала группа японцев с проектом Tatami Refab — они придумали ряд вариантов использования нового материала на основе смолы и бывших в употреблении татами.
Далеко не факт, что все эти эксперименты приведут к созданию новых популярных технологий. Что-то останется разовым актом, что-то попадет в категорию коллекционного дизайна. Но именно здесь, на стыке самого дизайна и технологий, нового и переосмысления старого, происходит все то, что определит будущее лицо дизайна.
Больше интересных статей здесь: Интерьер.
Источник статьи: В апреле в Милане впервые со времен пандемии состоялась полноценная Неделя дизайна.