Вилла Карре: архитектурный шедевр Алвара Аалто, созданный для арт-дилера Луи Карре


Вилла расположена в живописном городке Базош-сюр-Оан, примерно в 40 километрах от Парижа, на холмистом склоне.


Архитектор Алвар Аалто (1898–1976).

Содружество гения и мецената

История создания виллы Карре — это яркий пример того, как встреча великого архитектора и просвещенного заказчика рождает мировой шедевр. Для появления такого произведения недостаточно только таланта зодчего; необходим особый клиент, способный понять и поддержать его замысел. Именно таким союзом стали финский архитектор Алвар Аалто и французский арт-дилер Луи Карре. Их сотрудничество привело к созданию дома, в котором каждая деталь продумана, уместна и лишена чего-либо излишнего.

Луи Карре унаследовал от отца-антиквара успешную галерею в Париже и филиал в Нью-Йорке. Однако, в отличие от родителя, он был страстным поклонником и продюсером современного искусства, продавая работы Пабло Пикассо, Хуана Гриса, Пауля Клее и даже Ле Корбюзье, со многими из которых был лично знаком.


Фасад дома, вид с дороги.

Поэзия из камня, кирпича и дерева

Когда Карре задумал построить дом на участке в четыре гектара, бетонная эстетика его друга Ле Корбюзье казалась ему чужеродной на фоне идиллического сельского пейзажа. Судьбоносная встреча с Аалто произошла на Венецианской биеннале в 1956 году. Арт-дилер сформулировал необычный запрос: ему был нужен дом из натуральных, «живых» материалов, который казался бы небольшим снаружи, но просторным внутри. Это было осознанное противопоставление тогдашней моде на стекло и сталь.

«Мне хотелось камня, кирпича — потому что кирпич прекрасно стареет — и дерева, — объяснял Карре. — Вот почему Аалто оказался идеальным архитектором для меня. У него было потрясающее чувство материала, и, я думаю, это связано с его поэтическим даром».

Алвар Аалто лично разработал каждую деталь отделки, вплоть до дверных ручек.


Столовая. Обеденный стол и светильники выполнены по дизайну Аалто. Кресло «Артек» от Алвара Аалто.

Здание, построенное из белого шартрского известняка, венчает темно-синяя шиферная крыша, чьи очертания повторяют линии холма. Основные жилые помещения обращены окнами в сад и на поля.

Сердце дома: волнообразный зал


Зал. Сложные формы потолка, напоминающие волны, – излюбленный прием архитектора. Потолок обшит тонкими досками финской сосны. Лестница ведет в гостиную.

Центром и главным чудом виллы является высокий зал с волнистым, изогнутым потолком — «аалтовской волной» (по-фински «aalto» и означает «волна»). Этот элемент, позже использованный в библиотеке в Выборге, стал визитной карточкой мастера. Потолок, отделанный финской сосной, освещается окном над входной дверью, что выгодно подчеркивает текстуру дерева. Такое расположение также защищало картины на стенах от прямых солнечных лучей.

«Этот потолок — поистине шедевр. Создавая его, Аалто превзошел самого себя, — восхищался Карре. — Он единственный архитектор, который был еще и отличным плотником. Это сердце дома».


Фрагмент зала. Окно находится под потолком. Это необходимо для защиты настенных картин от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями находится гардероб и проход в приватную часть дома, где расположена спальня.

Безупречная целостность и дизайн


Кухня. Керамика на полках сохранилась еще со времен Луи Карре. Мебель изготовлена по эскизам архитектора.

Зал служит центральным распределительным узлом: от него лестница ведет в гостиную, другой путь — в столовую и служебные помещения, а дверь в приватную зону мастерски скрыта среди фасадов встроенного шкафа. На втором этаже располагались спальни хозяев, наверху — комнаты для прислуги.

Поражает целостность дома, достигнутая тотальным дизайном. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать мебель из ассортимента компании Аалто «Артек». Для этого проекта архитектор создал множество уникальных предметов: от медных дверных ручек и комбинированных светильников для столовой до кресел, письменных и обеденных столов. Некоторые из этих моделей позже были запущены в серийное производство.


Гостиная. Этот стул был изготовлен по эскизам Аалто, но оригинальная обивка не сохранилась. Этот светильник был спроектирован Аалто для этого дома, позже появился в каталоге его компании «Артек» и начал выпускаться серийно. Письменный стол также был изготовлен по эскизам архитектора. В углу стоит фортепианный столик, спроектированный Алваром Аалто для «Артека».

Наследие, открытое для мира

Луи Карре прожил в этом доме до своей смерти в 1977 году. Сегодня единственная постройка Алвара Аалто во Франции открыта для посещения. Вилла Карре остается одним из самых совершенных творений мастера, продолжая восхищать посетителей со всего мира своей человечностью, теплотой и безупречной продуманностью каждой детали. Подробности можно узнать на сайте www.maisonlouiscarre.fr.


Кухонный угол. Лестница ведет в центральный зал. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Артек.

Обратите внимание: 13 идей для дизайна сада камнем- фотографии .

Больше интересных статей здесь: Интерьер.

Источник статьи: Дом, построенный Алваром Аалто для арт-дилера Луи Карре, — воплощенная в камне сказка со счастливым концом.