Опись имущества голландского мастера Яна Вермеера читается как поэма о быте XVII века: столярные изделия с черным деревом, дубовый раздвижной стол, сундук, девять кресел из испанской красной кожи, зеленые подушки и ткань, эбеновое распятие... Этот документ — одна из немногих материальных нитей, связывающих нас с художником, чья личная жизнь почти полностью скрыта от потомков. От него не осталось ни писем, ни достоверного портрета, лишь сухие строчки инвентаря, составленного после смерти для расчета с кредиторами.
Жизнь, уместившаяся в абзац
Биография Вермеера могла бы уложиться в несколько строк. Он родился в Делфте в семье торговца, совмещал занятия шелкоткачеством с живописью, был уважаемым горожанином, главой гильдии Святого Луки и торговцем искусством. У него было одиннадцать детей, что свидетельствует о первоначальном достатке. Однако дорогие краски и, возможно, другие обстоятельства привели к разорению. Художник умер в 43 года, оставив семью в долгах, а миру — загадочное наследие, самой знаменитой жемчужиной которого стала «Девушка с жемчужной сережкой».
Делфт от Вермеера
Помимо этого инвентаря были и загадочные картины, среди которых наиболее известна сегодня «Девушка с жемчужной сережкой». Ее пронизывающий, нежный взгляд через века обращен прямо к зрителю. Для кого он предназначался? Что хотел сказать художник? Интересно, что первоначально образ был иным: на заднем плане виднелся зеленый балдахин (со временем потемневший), а ресницы девушки были более явными.
Мир тихих мгновений
Герои Вермеера — чаще всего одинокие женщины, погруженные в простые, почти медитативные домашние дела: они наливают молоко, пишут письма, примеряют ожерелья, играют на музыкальных инструментах. Эти сцены, купающиеся в мягком, магическом свете, обладают удивительным спокойствием и трансцендентностью. Они словно приглашают зрителя шагнуть внутрь картины, чтобы ощутить ту же безмятежность и сосредоточенность.
Трейси Шевалье, автор знаменитого романа, отмечает это качество: «Они красиво освещены и имеют спокойное, трансцендентное качество, которое заставляет нас перейти на другую сторону картины, чтобы испытать это чувство».
Рождение легенды из вопроса
В 20 лет Трейси Шевалье начала свое паломничество по музеям мира, чтобы увидеть все 35 общепризнанных и еще две приписываемые Вермееру работы. Однажды, глядя на плакат с «Девушкой...», она задалась простым вопросом: «Что с ней сделал Вермеер, что она так на него смотрит?». Этот момент стал точкой отсчета для создания романа.
«Я основывал сюжет на тех немногих подробностях, которые мы знаем о картине: что у Вермеера было большое хозяйство, что он заставлял разных женщин носить одежду своей жены в разных работах. Он медленно рисовал картины. Симпатичная девушка с одолженной серьгой, которая месяцами работала в студии вдали от своей семьи, с таким выражением лица? Драма почти написала сама себя», — рассказывает Шевалье.
Роман 1999 года и последующая экранизация 2003 года с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон вознесли «Девушку с жемчужной сережкой» на пьедестал мировой популярности, окрестив ее «Северной Моной Лизой». Однако важно помнить, что история служанки Грит — художественный вымысел. Личность девушки с картины до сих пор остается тайной: была ли это дочь художника, заказчица или просто натурщица — неизвестно.
Секреты мастерской: камера-обскура и две комнаты
Если личность моделей установить сложно, то техника Вермеера становится предметом пристального изучения. Исследователи полагают, что для достижения фотографической точности и невероятной игры света художник использовал камеру-обскуру, возможно, размером с комнату. Это объясняет как гиперреализм деталей, так и ту магическую, слегка размытую атмосферу, которая окутывает его полотна.
Работа Вермеера исследуется с помощью спектрального анализа
Еще более удивительное открытие заключается в том, что, по мнению некоторых искусствоведов, все свои картины Ян Вермеер создал всего в двух комнатах своего просторного дома в Делфте. Один и тот же дубовый стол, сундук, кресла, географические карты и даже знаменитая желтая куртка кочуют из работы в работу. Все эти предметы мы находим в той самой описи имущества. Однако никаких конкретных устройств вроде камер-обскур в списке нет — тайна его волшебной техники так и осталась неразгаданной.
Забвение и триумфальное возвращение
Вермеер не оставил после себя учеников, которые могли бы пролить свет на его методы. После смерти художника его имя было практически забыто на два столетия. Ирония судьбы: в 1889 году коллекционер Арнольдус Андрис де Томб приобрел «Девушку с жемчужной сережкой» всего за два гульдена. Оставленная им в дар государству, картина обрела вечный дом в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, откуда ее загадочный взгляд продолжает покорять сердца миллионов.
Обратите внимание: Лучшие идеи для небольшого домашнего сада.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: По мнению некоторых исследователей, все картины Вермеера были написаны в двух комнатах его сравнительно большого дома.


