Алло, гараж: строим дом для авто

Кажется, что гараж нужен для автомобиля. Однако по факту машине вполне хватит и простого навеса. А вот человеку гараж очень нужен. Конечно, эта постройка не обязательна, но желательна для любого дома. СуперДом расскажет, как построить гараж и какие нюансы стоит учесть на этапе проектирования.

План гаража: с чего начать

Нет каких-то строгих рекомендаций, оптимальный размер гаража – 3 на 5 м, а высота потолка – 2,3 м. Конечно, можно взять габариты своего авто и просто добавить 1 м по периметру, но и такой подход очень сомнительный.

Лучше всего отталкиваться от размеров машины, но кроме проходов учесть место под ящики, стеллажи, полки, стол и т. д. Составьте список вещей, которые нужно уместить в гараже и схематически прорисуйте зонирование всего помещения. То есть еще до начала строительства нужно «разложить все по полочкам».

При этом стоит учитывать опыт других домовладельцев, которые используют не только пол и стены, а делают приямки и зоны хранения под потолком.

Навес способен защитить машину от двух реально агрессивных факторов – солнца и атмосферных осадков. Из-за действия первого салон превращается в душную консервную банку, портится и трескается пластик, выгорает обшивка. Дождь пусть и не наносит ущерба, а вот град может серьезно испортить краску. Откапывать машину от снега или льда – тоже не самое приятное занятие, хотя сам автомобиль практически «не страдает» от этого.

Так почему же гараж – это хорошее решение? Потому, что в приватном доме должна быть огромная техническая кладовка.

Кроме автомобиля здесь будут храниться:

  • Садовый инвентарь: триммер, газонокосилка, бензопила, опрыскиватель, тачка, лопаты и грабли;
  • Инструмент: дрель, болгарка, рубанок, лестница, наборы отверток;
  • Спортивные принадлежности: велосипеды, лыжи, санки, ролики;
  • Садовая мебель: кресла, стулья, раскладушка, стол, гамак, качели;
  • Остатки стройматериалов: клей, краска, цемент, плитка, доски;
  • Автомобильные аксессуары: сезонная резина, мойка, жидкости – масло, омыватель и так далее.

Можно сделать в гараже приямок, который будет служить и смотровой ямой, и местом для хранения овощей, фруктов, консервации.


Гараж – отличное место, чтобы обустроить там мастерскую для домашних поделок или ремонтных работ!


Алло, гараж: строим дом для авто

Вот именно поэтому гараж является стратегически важным техническим объектом, который позволяет не захламлять дом и двор. А все вещи будут храниться в сухом и чистом месте. Главное – спроектировать все под свои конкретные условия.

Постройка гаража: выбираем место

Для того чтобы выбрать место для гаража, надо, прежде всего, разработать генеральный план участка, разместив на нем все строения с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных норм. Нужно также учесть удобство подъезда к гаражу, его расположение относительно дома и границ участка.


Правильно выбрать место для гаража помогут «Державні будівельні норми» (ДБН).


Они гласят, что гараж можно располагать:

  • И в глубине, и на линии застройки участка, если при открывании двери гаража не препятствуют движению по проезжей части улицы;
  • На расстоянии 1 м от границ соседнего участка, при условии, что на него не попадает вода, стекающая с крыши гаража.

Согласно санитарным нормам, вход в гараж должен находиться на расстоянии не ближе 10 м от окон соседних домов.

Свои требования диктуют и противопожарные нормы, которые предписывают располагать отдельно стоящий гараж не ближе 9 м от собственного дома и не ближе 15 м от строений, отделанных полимерными материалами.


Если кто-то хочет отойти от норм, то как минимум нужно выполнить требование «добрососедства».


Если гараж будет кому-то мешать, то он может обратиться в местный архитектурный контроль. А они уже проверят, все ли выполнено по нормам. В случае проблем могут обязать демонтировать постройку.

Тип гаража

Гараж может быть встроенным или пристроенным к дому, а также отдельно стоящим.

Гаражи, встроенные в цокольный этаж, сегодня редкость, поскольку такое расположение создает проблемы и неудобства при эксплуатации. Они связаны с гидроизоляцией и защитой от попадания осадков.

Если же не заглублять встроенный гараж ниже уровня отметки земли, его преимущества налицо:

  • он не занимает полезную площадь участка;
  • в него можно попасть из дома, не выходя на улицу;
  • он не требует отдельной прокладки коммуникаций (их подводят в ходе строительства).

Пристроенный гараж мало чем отличается от встроенного, разве что занимает полезную площадь участка, которую можно было бы использовать для других целей.

Алло, гараж: строим дом для авто

Такой гараж — часть дома. У них есть общая стена, а иногда и крыша, общие системы отопления, водо- и электроснабжения. Длина коммуникаций у пристроенного гаража значительно меньше, чем у отдельно стоящего.


Такое строение является самым дешевым в возведении и самым удобным в плане эксплуатации.

Отдельно стоящий гараж лучше расположить поближе к въезду на участок, чтобы не прокладывать через всю территорию подъездные пути, «съедающие» ценные квадратные метры.

Алло, гараж: строим дом для авто

Гараж можно расположить на линии застройки участка (вровень с наружной оградой). При этом гаражные ворота будут выходить прямо на улицу. Будет ли отдельно стоящий гараж отапливаемым, зависит от владельца.

Это может быть капитальное строение из кирпича с плоской или двухскатной крышей, отделанное в том же стиле, что и все строения усадьбы, сборная металлическая конструкция или часть хозблока с мастерской и кладовкой.

Из чего построить гараж

Если речь идет об отдельно стоящих конструкциях, то самое простое решение – покупка готового металлического бокса. Но стоит понимать, что летом он превратится в раскаленную духовку, а зимой – все жидкости в нем просто замерзнут.

Алло, гараж: строим дом для авто

Можно возвести отдельный теплый гараж, но это расточительно в плане количества стройматериала и прокладки коммуникаций. Поэтому лучше задуматься о гараже еще на этапе проектирования дома. А если тот уже возведен, то постараться найти возможность пристроить гараж к одной из стен.


Лучше размещать гараж с северной стороны дома, чтобы он выполнял роль буферной зоны.


Если в полу будет смотровая яма и погребок для консервации, ее выкапывают на самом первом этапе вместе с копкой траншеи под фундамент. Самый распространенный вариант – сооружение ленточного фундамента для последующего возведения стен из негорючих блочных материалов: кирпича, газобетона, керамоблока. Пол чаще всего заливают бетоном, который впоследствии покрывают плиткой или пропиткой – важно, чтобы он не пылил и не вбирал воду.

Теплоизоляция гаража – вопрос индивидуальный, но лучше, чтобы она была

Какие коммуникации необходимы в гараже

Воздухообмен нужен для того, чтобы в гараже не собиралась сырость, не развивался грибок, выветривались неприятный запах и токсичные испарения от бензина, масел и т. д. Вентиляция может быть: гравитационной, комбинированной, механической.


Естественный воздухообмен самый простой и недорогой. В нижней части ворот устанавливают приточные решетки, а в противоположной стене – делают вытяжной канал.


В современных решетках и трубах можно менять сечение, тем самым влияя на кратность воздухообмена, но в принципе этот уровень контроля очень условный.

Алло, гараж: строим дом для авто

Чтобы немного усовершенствовать систему, в вытяжной канал устанавливают электрический вентилятор, чтобы можно было управлять вентиляцией, как в обычном санузле.

Самый прогрессивный вариант – механическая автоматизированная вентиляция с рекуператором.

В комплексе с современными теплыми воротами это позволит создать отапливаемый гараж, на который будет тратиться минимум энергии. И если для дома такую вентиляцию лучше делать комплексно, то для гаража вполне хватит одного реверсного проветривателя, который устанавливают в стену.

Для обогрева пристроенного гаража проще всего использовать систему отопления дома. Если же постройка отдельная, то можно отдать предпочтение электрическим радиаторам. Для несистематического использования отлично подходят инфракрасные обогреватели или печи «буллерьян» – они позволяют обогреть помещение максимально быстро.


Водоснабжение нельзя назвать обязательным, но оно очень желательно. Можно повесить простой рукомойник, но лучше – подвести воду из дома или от системы полива. Для нагрева воды можно использовать проточный электрический бойлер.


Проект гаража: выбираем ворота

Выбор типа ворот – это лишь отчасти вопрос эстетики. Первым делом нужно разобраться в разновидностях.

Распашные ворота

Старая, но не устаревшая конструкция. По сути они представляют собой две створки, насаженные в проеме на петли (навесы). Выполняют створки из различных материалов, даже дерева. Но чаще всего применяют металлические элементы.

Каждая из створок в таком случае состоит из каркаса (специальных труб прямоугольного сечения с размерами от 25 × 40 до 60 × 80 мм), обшитого снаружи профилированными листами стали (у надежных производителей – толщиной не менее 1 мм). С внешней стороны полотно покрывают грунтовкой и краской, что обеспечивает не только декоративный эффект, но и защиту от воздействия осадков и возникновения коррозии.

Изнутри каркас обычно обшивают более тонким листом металла, но чаще оставляют створки без внутреннего слоя. Ряд производителей предлагает потребителям утепленные распашные ворота (из «сэндвич»-панелей с утеплителем из пенополистирола) для защиты отапливаемых гаражей.

Алло, гараж: строим дом для авто

Наконец, важнейший элемент распашной конструкции – навесы. Они должны быть рассчитаны со значительным запасом по выдерживаемой массе. Это позволит избежать щелей и провисаний, и с течением времени ворота по-прежнему будут без проблем открываться и надежно закрываться.

Секционные ворота

Состоят из полотна, собранного из отдельных металлических пластин, которые при открытии гаража по боковым направляющим заезжают под потолок. Ворота данного типа бывают одно- и двухслойными.

Последние в теплоизоляционных целях заполняют вспененным полиуретаном. Изготавливают полотна чаще всего из обычной окрашенной стали. При необходимости она может быть антикоррозионной или покрытой специальной декоративной пленкой «под дерево».

Алло, гараж: строим дом для авто

Алюминий используют редко, так как он хоть и легче, но заметно дороже и относительно хрупкий – подвержен деформациям под воздействием перепадов температуры и атмосферных осадков.

Ролетные ворота

Грубо говоря, являются аналогом обычных оконных роллет. От вышеописанных секционных конструкций их отличает меньшая ширина ламелей и то, что при закрытии гаража они не заезжают под потолок, а наматываются на вал, установленный внутри приемного короба (кассеты).

Последний, в свою очередь, размещают вверху, над проемом.

Алло, гараж: строим дом для авто

Автоматические ворота: для чего они необходимы

Важными факторами при выборе ворот являются надежность и безопасность конструкции, хорошие показатели теплоизоляции, а также гармоничный внешний вид.

Мы рекомендуем комплексный подход к выбору, поэтому советуем обращать внимание на следующие характеристики конструкций, оснащенных приводом.

Защита от взлома

Электропривод автоматически фиксирует ворота при закрывании, защищая гараж от постороннего доступа. Ручные пульты дистанционного управления (ДУ) могут быть оснащены системой со 128-битной кодировкой радиосигнала и реализуют функцию обратной связи.

Цвет индикатора на пульте «расскажет» о положении ворот. К электроприводу можно подключить дополнительные устройства контроля доступа, например, детектор отпечатка пальцев, кодовый или электрический замок.

Алло, гараж: строим дом для авто

Безопасность

Привод останавливает движение ворот при возникновении препятствия, что исключает травмирование людей и повреждение предметов.

Долговечность

Электропривод регулирует перемещение ворот, то есть они движутся равномерно, без рывков и шума. Это сохранит их в исправности на долгие годы.

Скорость открывания

Если скорость открывания ворот является важным фактором, то можно установить более мощный привод. Хотя в принципе любой привод сделает работу быстрее человека. Да и выходить не нужно из авто, что особенно актуально дождливой осенью и морозной зимой.

Удобство в использовании

Для большего комфорта управления воротами и дополнительной безопасности Hörmann предлагает шлюз BiSecur Gateway с приложением для смарт-фона или планшета.

Подключив его к домашнему роутеру и проведя несложные настройки, можно через интернет управлять воротами на въезд во двор и в гараж, а также входными дверьми, находясь за тысячи километров от дома.

Цена

Гаражные ворота с приводом будут стоить всего на 20- 25 % дороже, чем конструкции с ручным управлением.

Ворота и теплоизоляция

Важно понимать, что если вы хотите действительно теплый и сухой гараж, то качественных стен и перекрытий недостаточно. Никто же не ставит в энергоэффективный дом старые тонкие окна со щелями.

Некоторые производители ворот, говоря о теплоизоляционных качествах, часто ставят во главу угла толщину секций, но при этом забывают упомянуть, что тепло из гаража чаще всего уходит другими путями, а именно:

  • Сквозь секции ворот в связи с недостаточной плотностью изоляционного наполнения;
  • На стыках между секциями из-за отсутствия или некачественного резинового уплотнения;
  • По периметру проема из-за неплотного прилегания полотна ворот к боковым направляющим и перемычке;
  • В месте прилегания полотна ворот к полу.

Поэтому важно, чтобы ворота были испытаны и сертифицированы на соответствие Европейским стандартам, например, 13241-1.

К примеру, у топовых производителей cопротивление теплопередаче отдельной секции гаражных ворот толщиной 42 мм составляет: R = 2 м²•К/Вт, а смонтированных ворот размером 5000х2125 мм – R = 0,71 м²•К/Вт.

Для сравнения: коэффициент cопротивления теплопередаче качественного 3-камерного стеклопакета толщиной 32 мм составляет: R = 0,62 м²•К/Вт.

Алло, гараж: строим дом для авто Читайте также

Строительство гаража: требования к въезду, отоплению и вентиляции