Антонио Гауди: архитектор, опередивший время и служивший Богу

Антонио Гауди не стремился к мировой славе — для него было достаточно родной Каталонии и Барселоны. Он был пламенным патриотом, но его творения настолько космичны по своей сути, что кажется, будто его настоящая родина — вселенная. Сегодня обсуждается возможность его причисления к лику святых Католической церкви. Гауди называл себя наёмником, чьим главным Заказчиком был Бог. Как это часто бывает с гениями, многие современники считали его сумасшедшим.

Он был страстным патриотом своей страны, но судя по тому, что он создал, можно сделать вывод, что его родина – космос. Возможно, в ближайшем будущем Гауди причислят к лику святых католической церкви. Он был наемником и говорил, что его главный заказчик — Бог. Как это часто бывает со святыми, многие современники считали Гауди сумасшедшим.

Ранние годы и становление мастера

Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в городе Реус или близлежащей деревне Ридуомс. Его отец, Франциск Гауди-и-Серра, был потомственным кузнецом и медником, что во многом предопределило будущую любовь архитектора к ковке.

Антонио был младшим из пяти детей. Он появился на свет настолько слабым, что родители сразу же его окрестили, опасаясь скорой смерти. Перенесённая в детстве пневмония и развившийся после неё ревматический артрит ещё больше подорвали его здоровье. Врачи не давали мальчику и пяти лет жизни. Однако горячие молитвы матери и собственная сила духа помогли ему не только выжить, но и окрепнуть. Физическая слабость не позволяла ему участвовать в шумных играх сверстников, зато подарила часы уединённого созерцания природы. Позже Гауди часто повторял, что природа — это величайший учебник для архитектора, в котором уже заложены все совершенные формы: изгибы ветвей, контуры гор, ритм морских волн.

Дом Мила (Каса-Мила) — одно из самых известных творений Гауди, прозванное в народе «Каменоломней».

Несмотря на слабость, мальчик с удовольствием помогал отцу в мастерской. Навыки, полученные там, позже воплотились в знаменитых кованых решётках и причудливых железных деталях его зданий. Вместе с друзьями он любил исследовать старинные руины в окрестностях Реуса, например, разрушенный монастырь Поблет. Именно там, среди древних камней, юный Гауди впервые почувствовал в себе силу и желание создавать прекрасные сооружения.

В школе он выделялся нестандартным мышлением и не боялся спорить с учителями. В 1869 году 16-летний Антонио вместе со старшим братом Франсеском отправился в Барселону для учёбы. Чтобы оплатить образование сыновей, отец продал часть семейной собственности, но этих денег не хватало. Антонио подрабатывал чертёжником у известных архитекторов, таких как Франсеск Паула Вильяр и Хосеп Фонцере. Годы учёбы были омрачены чередой тяжёлых утрат: в 1876 году умерли мать и брат, а двумя годами позже — сестра. Её дочь и престарелый отец переехали к Гауди в Барселону, и забота о них легла на его плечи.

Первые шаги в архитектуре и встреча с меценатом

Одними из первых работ молодого мастера стали изящные фонари на Королевской площади в Барселоне. Настоящий успех пришёл после того, как он спроектировал витрину для павильона фабриканта Эстеве Комелия на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Эта работа привлекла внимание каталонского промышленника и мецената Эусебио Гуэля, который на долгие годы стал его главным заказчиком, другом и покровителем.

Первым крупным проектом Гауди стал Дом Висенс, построенный для фабриканта Мануэля Висенса. Используя керамическую плитку, которую производил заказчик, архитектор создал яркий и оригинальный фасад. Работая над проектом, он черпал вдохновение прямо на месте: жёлтые цветы, покрывавшие участок, стали мотивом орнамента, а листья старой пальмы вдохновили на рисунок кованой ограды. Уже в этой ранней работе проявился его фирменный подход: внимание к каждой детали, включая мебель и декор интерьеров. Гауди не любил сухие чертежи, предпочитая творить непосредственно на стройплощадке, что было для него живым, динамичным процессом.

Дом Висенс — яркий пример раннего творчества Гауди, где уже видны его уникальный почерк и внимание к деталям.

Философия творчества: враг прямых линий

Гауди вкладывал в свои здания глубокий смысл, превращая их в закодированные в камне истории. Но это была не просто интеллектуальная игра. Архитектор, вдохновлённый природой, воспринимал каждый дом как живой организм, где каждый элемент функционален и эстетически осмыслен. Со временем он полностью отказался от прямых линий и углов, которых, как он утверждал, нет в живой природе. Его вдохновляли причудливые округлые очертания скал горы Монтсеррат под Барселоной.

Гора Монтсеррат, чьи причудливые формы нашли отражение во многих работах Гауди.

Он также отвергал повторяемость, считая, что в природе не существует двух абсолютно одинаковых объектов. Поэтому в его зданиях вы не найдёте двух идентичных окон, балконов или комнат. Такой подход был полной противоположностью стандартизации, набиравшей силу в начале XX века.

Архитектура как повествование: Дом Бальо и победа над драконом

С годами фантазия Гауди становилась всё смелее, а его здания — всё более повествовательными. Яркий пример — Дом Бальо, реконструированный для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса в 1906 году. Фасад дома — это зашифрованная легенда о победе святого Георгия, покровителя Барселоны, над драконом. Изогнутая черепичная крыша символизирует чешую дракона, пронзённую копьём святого (башня с крестом — его рукоять), а балконы, напоминающие черепа, и колонны, похожие на кости, — останки жертв чудовища. Для одних это аллегория победы добра над злом, для других — скрытый политический символ, означающий торжество Каталонии над Кастилией, что вполне согласуется с националистическими взглядами архитектора.

Дом Бальо (Каса-Бальо) — архитектурная интерпретация легенды о святом Георгии.

Патриот Каталонии

Гауди жил в эпоху каталонского Возрождения (Ренайшенса) и был его активным участником. Это движение боролось за сохранение и возрождение каталонской культуры, языка и идентичности, противопоставляя её официальной «кастильской» (испанской) культуре. После доминирования Кастилии каталанский язык был надолго вытеснен из официальной сферы. Гауди настолько горячо отстаивал свои убеждения, что отказывался говорить по-испански даже с рабочими на стройке, а в пожилом возрасте даже ненадолго был задержан полицией за это.

Гауди был убеждённым каталонским патриотом, что отразилось и в его творчестве.

Он практически не работал за пределами Каталонии, считая, что её мир ему вполне достаточен. Побывав несколько раз за границей, он заявил: «Пусть к нам приезжают лучшие люди».

Между готикой и модерном: поиск своего стиля

В начале карьеры Гауди увлекался неоготикой, следуя идее Джона Раскина о том, что «декоративность — начало архитектуры». Отголоски готики, пусть и в очень вольной интерпретации, слышны в башнях его главного проекта — храма Святого Семейства. Несмотря на то, что современники видели в нём новатора и относили к модерну (ар-нуво), сам Гауди считал себя традиционалистом и терпеть не мог подобных ярлыков. Он настаивал на прагматичности своей архитектуры, где всё подчинено удобству и разумности. В зрелые годы, укрепившись в вере, он говорил, что его задача — не изобретать новое, а участвовать в непрекращающемся божественном творении, черпая вдохновение в первоисточнике — природе.

Гауди черпал вдохновение в традициях, но создавал абсолютно уникальные произведения.

Парк Гуэля: союз архитектуры и природы

Особые отношения связывали Гауди с меценатом Эусебио Гуэлем, который давал ему полную творческую свободу и не ограничивал в средствах. Для Гуэля архитектор построил дворец, винные погреба, часовни и, самое известное, — парк Гуэля. Изначально на этом холме планировался элитный жилой квартал, но проект не вызвал интереса. Тогда Гуэль предоставил Гауди возможность создать парк своей мечты. Архитектор превратил пространство в сказочный многоуровневый ландшафт, где постройки будто вырастают из земли, а знаменитая волнистая скамья покрыта коллажем из битой керамики — тренкадисом. Гауди настолько сроднился с этим местом, что поселился здесь вместе с отцом и племянницей в одном из домов парка.

Парк Гуэля — воплощение идеи Гауди о гармонии архитектуры и природного ландшафта.

Обратите внимание: Необычный тип добровольного общежития в Европе: кохаузинг - новый вид сожительства.

Преображение: от денди до аскета

В молодости Гауди был светским львом, гурманом и модником, чьи услуги были доступны только богатейшим барселонцам. Однако с годами его жизнь кардинально изменилась. После череды личных потерь и глубокого духовного переворота он стал аскетом. Некоторые связывают эту перемену с безответной любовью, но причины были глубже. Его личная жизнь ограничивалась заботой о престарелом отце и проблемной племяннице. После их смерти Гауди полностью погрузился в работу и религиозные практики, настолько суровые, что однажды друзьям пришлось спасать его от голодной смерти, на которую он обрёк себя во время строгого поста.

С годами Гауди из светского денди превратился в аскета, целиком посвятившего себя творчеству и вере.

Дело всей жизни: храм Святого Семейства (Саграда Фамилия)

Строительство Искупительного храма Святого Семейства стало не просто главным проектом, а смыслом всей жизни Гауди, вышедшим далеко за её временные рамки. Храм строится уже более 140 лет и до сих пор не завершён. Интересно, что когда 30-летнему Гауди предложили возглавить проект после ухода первого архитектора, он был скорее скептиком, чем глубоко верующим человеком. Но грандиозность задачи увлекла его. Постепенно работа над собором преобразила и самого архитектора: из скептика он превратился в мистика, беседующего с Богом. Он вложил в строительство все свои сбережения, а последние годы жил прямо при стройке, собирая пожертвования лично.

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) — величайший и незавершённый шедевр Гауди.

Последние проекты и конфликт с обывателями

Даже будучи знаменитым, Гауди не всегда находил понимание. Его последняя светская работа — Дом Мила (1906-1910), который барселонцы сразу прозвали «Каменоломней» (Ла Педрера). Прототипом дома послужила всё та же гора Монтсеррат. После мощного духовного опыта, пережитого в тамошнем монастыре, Гауди заявил, что будет строить только религиозные сооружения, а для светских заказов станет испрашивать разрешения у Девы Марии. Дом Мила стал таким исключением. По замыслу архитектора, его должна была венчать огромная статуя Богоматери, но владельцы, опасаясь вандализма во время политических волнений, от этой идеи отказались. Дом с волнистым фасадом и сюрреалистическими дымоходами на крыше казался современникам чересчур эксцентричным.

Дом Мила (Ла Педрера) — «каменоломня», чей волнистый фасад отрицает прямые линии.

Единственный Заказчик

Формально Гауди работал на богатых промышленников, но в глубине души он служил иному Заказчику. Когда его спрашивали, зачем так тщательно отделывать детали на большой высоте, куда не доберётся человеческий взгляд, он отвечал: «Их увидят ангелы». Этот подход роднил его со строителями средневековых соборов. На вопрос, не беспокоит ли его медленный прогресс в строительстве Саграда Фамилия, он спокойно говорил: «Мой Заказчик не торопится». Такая уверенность делала его неуязвимым для человеческой критики и суеты.

Гауди считал, что творит для вечности и для высших сил.

Трагический финал и наследие

В последние годы Гауди, полностью поглощённый работой над храмом, перестал заботиться о себе, ходил в поношенной одежде и выглядел как нищий. 7 июня 1926 года его сбил трамвай. Из-за непрезентабельного вида ему долго не могли оказать proper помощь — в бедняке не узнали великого архитектора. Когда его всё же опознали, было уже слишком поздно. 10 июня 1926 года Антонио Гауди не стало. На его похороны пришла вся Барселона.

Спустя почти столетие после смерти интерес к личности Гауди не ослабевает, идут разговоры о его возможной канонизации.

Своими творениями Гауди пытался создать на земле частицу рая. Будучи глубоко верующим, он понимал, что для этого должны измениться сами люди. У него не было власти над душами, но была власть над пространством. Он менял его, надеясь, что красота и гармония его архитектуры смогут хоть немного преобразить и тех, кто будет ею любоваться.

Автор текста: Александр Зайцев
Источник: постмодернизм

АрхитектураБиографияАрхитектор Антонио ГаудиБарселона (город)КаталонияДостопримечательностиДлиннопост 1 Поддержать Эмоции

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: Антонио Гауди — самый необычный архитектор последних столетий.