Архитектурное наследие Алексея Щусева: от Мавзолея до метро

Алексей Щусев — фигура, во многом определившая архитектурный облик Москвы в XX веке. Его творческий путь, начавшийся ещё в дореволюционную эпоху, достиг наивысшего расцвета в советский период, подарив столице более 15 знаковых сооружений. Щусев был мастером, умевшим работать в разных стилях — от неорусского и модерна до конструктивизма и сталинского ампира, создавая проекты, которые становились не просто зданиями, а символами эпохи.

Мавзолей В. И. Ленина: символ эпохи

Это сооружение, безусловно, является самым известным и судьбоносным проектом Щусева. Заказ на его создание поступил в экстренном порядке сразу после смерти вождя в 1924 году. Архитектору пришлось работать в невероятно сжатые сроки: первый, временный деревянный мавзолей был возведён на Красной площади всего за несколько дней. Позже, по концепции комиссии, он был перестроен в более монументальную, но столь же лаконичную ступенчатую пирамиду, сначала в дереве, а затем — в камне. Уникальность мавзолея в его внестилевой, вневременной форме. Как отмечает Юлия Старостенко, главный научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени Щусева, здание, хотя и отсылает к древней мемориальной архитектуре, не имеет прямых прототипов и стоит особняком в истории зодчества, что лишь подчёркивает его феноменальность.

Казанский вокзал: ворота на Восток

Проект, над которым Щусев работал десятилетиями, победив в серьёзном архитектурном конкурсе 1913 года. Строительство, не прерывавшееся даже в годы войн и революций, завершилось созданием не просто функционального здания, а архитектурного послания. Щусев задумал вокзал как символ связи Москвы и Казани. Для этого он мастерски стилизовал элементы русской архитектуры XVII–XVIII веков (нарышкинское барокко). Доминантой комплекса стала башня, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля, увенчанная золочёным флюгером в виде крылатого змея Зиланта — мифического покровителя Казани. Сегодня отреставрированный Казанский вокзал является объектом культурного наследия федерального значения.

Здание Наркомзема (Минсельхоза СССР): конструктивистский манифест

Построенное в 1928–1933 годах, это здание на проспекте Сахарова — яркий пример советского конструктивизма. Щусев создал деловой и строгий образ для Наркомата земледелия, использовав динамичную, изломанную форму фасада, горизонтальные ленты окон и эффектный полукруглый выступ (ризалит). Изюминкой стала квадратная часовая башня на изломе. Проект был вызовом для архитектора из-за сложной градостроительной ситуации. В 2017 году зданию вернули исторический цвет (бежево-розовый) и отреставрировали фасады, адаптировав его для современного использования.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители: модерн в древнерусских тонах

Один из ранних и самых поэтичных проектов Щусева, созданный по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Архитектор блестяще переосмыслил традиции древнерусского зодчества в ключе модерна. В формах храма угадываются мотивы новгородско-псковских церквей (открытые звонницы, треугольные фронтоны) и владимиро-суздальской архитектуры (белокаменная резьба). Но главным новаторством стали вытянутые, словно пламя свечи, купола на колокольнях, придавшие всему ансамблю лёгкость и устремлённость ввысь.

Дом архитектора: жильё для творцов

Этот жилой дом на Ростовской набережной, построенный в 1930-е годы для членов Союза архитекторов, демонстрирует переход Щусева к более сдержанным, монументальным формам. Его полукруглая форма породила легенду о том, что здание должно было обогнуть старую церковь. Однако, как поясняет Юлия Старостенко, чертежи изначально предусматривали снос храма, а изгиб фасада был ориентирован на площадь Киевского вокзала, создавая выразительную градостроительную доминанту.

Дом академиков: элитное жильё на Ленинском проспекте

Ещё один знаковый жилой проект Щусева, построенный в 1937 году для научной элиты страны. Архитектор, позже поселившийся здесь сам, создал выразительный фасад с ритмичным чередованием эркеров-лоджий и балконов. Центральная арка, ведущая во внутренний двор, придаёт зданию торжественность и масштаб, характерные для архитектуры того времени.

Станция метро «Комсомольская»-кольцевая: триумфальная мозаика

Эта станция, по праву считающаяся одной из красивейших в московском метро, стала лебединой песней мастера. Получив заказ в 1945 году, Щусев задумал её как гимн воинской славе России. Главным украшением просторного зала стали величественные мозаичные панно из смальты и камня с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Минина и Пожарского. Архитектор не дожил до окончания строительства, но этот проект принёс ему посмертную Сталинскую премию, поставив эффектную точку в его карьере.

Обратите внимание: Ностальгируем и сравниваем наши дизайн-проекты 2002 и 2020 года.

Наследие Алексея Щусева — это уникальная летопись архитектурных стилей XX века, воплощённая в камне, мраморе и мозаике. Его здания, от строгого Мавзолея до пышной «Комсомольской», не просто украшают Москву, но и продолжают рассказывать историю страны.

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: Самые известные проекты легендарного советского архитектора Алексея Щусева.