В Санкт-Петербурге 19 октября в квартале «Брусницын» стартует уникальная выставка, посвященная семейным традициям и культурному наследию Азербайджана, Узбекистана, Татарстана, Дагестана и Турции. В основе экспозиции — многолетняя исследовательская работа визуального антрополога Ксении Диодоровой. Она проживала в домах этих культур, собирая архивы, изучая традиции предков и фиксируя предметы быта. На основе этого глубокого погружения Ксения делится простыми приемами, которые помогут добавить восточный колорит в любой интерьер. Первый шаг к вдохновению — посещение выставки «Исчезнет или преобразится».

Фрагмент выставки «Исчезнет или преобразится».

Эскиз гиждуванской керамики, созданный узбекским гончаром Усто Ибодулло Нарзуллаевым для выставки «Исчезни или трансформируйся».

«Это цветы, которых я никогда не видел. Это фантазии. Ислам не позволяет изображать живых существ: людей, птиц или животных. И тогда мастера изобрели свои цветы», — объясняет принцип мастер.
Орнаментальный, выразительный узор
Будь то рама старинного зеркала из Дагестана или роспись на узбекском блюде, предметы с восточными узорами завораживают. Их хочется долго рассматривать, находя скрытые смыслы и аналогии. Эта выразительность во многом рождена традиционными ограничениями: в исламском искусстве долгое время было запрещено изображать людей и животных. Эта запрет стал катализатором для невероятной фантазии мастеров, которые обратились к миру абстрактных и растительных форм, создав уникальный орнаментальный язык.

Узбекская традиционная керамика — яркий пример богатства орнамента.
Символика узоров, особенно в текстиле, невероятно глубока. Например, преобладание красного цвета часто связано с верой в его защитную и жизнеутверждающую силу. В то же время, для культуры высших сословий было более характерно сочетание голубого, синего с золотом и белым, что подчеркивало статус и утонченность вкуса.





Гобелен в восточном стиле и текстиль
Обилие текстиля — ковров, подушек, покрывал — неотъемлемая черта восточного интерьера. В домах Ближнего Востока и Средней Азии коврами часто застилают полы и стены, создавая уют и тепло. Эта традиция тесно связана с бытом: во многих культурах принято сидеть и трапезничать на полу в гостиной, окруженной мягкими тканями. Рукоделие, особенно среди женщин, — это не только ремесло, но и способ передачи культурного кода через поколения.


Гостевой дом Сары Трад недалеко от Бейрута демонстрирует искусное использование текстиля.

Квартира в Москве по проекту Натальи Варнавской, где восточный текстиль гармонично вписан в современный контекст.
Металлические восточные кувшины и лампы
Медные, латунные и серебряные кувшины — это больше, чем просто сосуды. Как и у кочевников много названий для разных видов скота, у восточных ремесленников существует целая классификация кувшинов: кумган, афтаба, чойджуш, гугум, ибрик и многие другие. Каждый тип имеет свое назначение — от ритуального омовения до хранения напитков и заваривания кофе на открытом огне. Это разнообразие функций породило невероятное множество изящных форм и силуэтов.
Обратите внимание: Банку с краской храню вверх ногами, никогда не засыхает и открывается легко.
Такие кувшины могут стать центральным элементом зоны для восточного чаепития, которую легко организовать с помощью невысоких столиков и подушек на полу.

Антикварный металлический кувшин как образец ювелирной работы мастеров.
Арки
Арка — архитектурная доминанта исламского зодчества. Существует четыре основных типа: остроконечная, стрельчатая, подковообразная и многолопастная. Именно подковообразные и стрельчатые арки чаще всего встречаются в жилых интерьерах ближневосточного региона. Они визуально смягчают пространство, добавляют ему плавности и создают особую, уютную и в то же время торжественную атмосферу. В современном дизайне арки могут быть реализованы как в дверных проемах, так и в виде декоративных панно или ниш.

Квартира дизайнера Марии Уссаими в Бейруте, где арки задают ритм всему пространству.

Квартира в Москве по проекту Маргариты Мустафиной. Арочное декоративное панно за диваном выполнено по эскизам дизайнера, добавляя интерьеру графичности и восточного шарма.
Небесно-голубой цвет
Голубой, бирюзовый и синий — цвета, имеющие особое, благоприятное значение в исламской культуре. Они активно используются в отделке мечетей, например, знаменитой Биби-Ханым в Самарканде. Во время экспедиций кураторы выставки постоянно отмечали эти цвета в деталях: в азербайджанских тканях, на дверях дагестанских домов, в синей кобальтовой росписи узбекской керамики. Популярность синего может быть связана с обилием в регионе бирюзы и минералов, дающих этот оттенок — кобальтовую синь даже называли «исламским синим». Этот цвет также глубоко укоренен в одежде, особенно среди суфиев, которых иногда называли «одетыми в синее».

Деталь мечети Биби-Ханым в Самарканде — эталон использования синего в архитектуре.

Проект дизайнера Карлоса Моты, где синий цвет создает глубину и настроение.

Квартира в Москве по проекту Маргариты Мустафиной. Синие керамические тарелки и миски работы Алишера Назирова становятся яркими акцентами.
Сад во внутреннем дворе
Традиционный восточный дом немыслим без сада. Персиковые, гранатовые и мандариновые деревья украшают внутренние дворики даже не самых богатых домов в Азербайджане, Узбекистане и Дагестане. Уход за садом — это многовековая традиция, передающаяся из поколения в поколение. Символика плодородия, жизни и красоты, заключенная в этих растениях, затем перекочевывает в орнаменты на текстиле, резьбу и элементы декора, связывая интерьер с природой.


Традиционный узбекский текстиль с ручной вышивкой, часто изображающий мотивы сада, на восточном базаре.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.


