
Георг Бер, будущий знаменитый архитектор, появился на свет в Саксонии в семье, жившей в нужде — его отец был либо ткачом, либо плотником. Благодаря поддержке местного священника, который разглядел в мальчике потенциал и помог оплатить обучение, Бер освоил ремесло плотника. В 1690 году, полный надежд, он отправился в Дрезден, чтобы начать там свою профессиональную карьеру.
Невероятный карьерный взлет
Несмотря на отсутствие формального аттестата, талант и упорство Георга Бера были настолько очевидны, что в 1705 году, в возрасте 39 лет, он был удостоен высокой должности мастера-плотника города Дрездена. Одной из ключевых сфер его деятельности стало обновление и модернизация городских церквей, где он смог применить свои навыки.

Рисунок фасада, созданный Георгом Бером. Источник: de.wikipedia.org

Церковь Фрауэнкирхе в 1880 году. Источник: es.wikipedia.org
Великое наследие: Фрауэнкирхе
Подлинную славу Георгу Беру принес грандиозный проект церкви Фрауэнкирхе. В 1722 году городской совет Дрездена принял решение о возведении нового храма и доверил разработку проекта именно Беру. Архитектор представил несколько вариантов, и лишь в 1726 году один из них был окончательно утвержден. Закладка первого камня состоялась в том же году, а завершилось строительство в 1743-м, уже после смерти зодчего. Финансирование осуществлялось в основном за счет пожертвований горожан. Построенная Фрауэнкирхе стала одним из высочайших и наиболее значимых сооружений эпохи немецкого барокко.
Изначальный проект предполагал деревянный купол с медной обшивкой, однако позднее Бер предложил смелое и новаторское решение — возвести массивный каменный купол из песчаника, что и было утверждено в 1733 году. Уникальная вогнутая форма нижней части купола, напоминавшая колокол, подарила зданию прозвище «каменный колокол». Однако уже в 1738 году, еще до завершения работ, в конструкции купола и сводов стали появляться трещины, несмотря на, казалось бы, надежный фундамент. Строительство фонаря (верхней части купола) началось лишь в 1741 году, а установка креста, ознаменовавшая окончание строительства, состоялась в 1743 году, через пять лет после кончины Георга Бера.
Архитектурные особенности и скрытые проблемы
Архитектура церкви сочетала в себе элементы барокко и отсылки к готике: высокие колонны и узкие стрельчатые окна. Общая высота здания составляла более 91 метра. Массивный каменный купол, усиленный 24 ребрами жесткости, весил, по разным оценкам, от 9 до 12 тысяч тонн. Внутри главного купола располагался еще один, меньший. Пространство между ними использовалось строителями для подъема материалов — там проходила специальная винтовая дорожка, так называемая «ослиная тропа».
Обратите внимание: Георгианский стиль: апломб и престиж.
К сожалению, в конструкции изначально были заложены серьезные недостатки. Основная нагрузка от купола легла не на внешние стены, как предполагал Бер, а на восемь внутренних колонн. Для их изготовления использовался слишком мягкий песчаник и некачественный раствор, что критически снизило несущую способность. Кроме того, колонны были смещены относительно центров фундаментов. Проблемы проявились почти сразу: уже в 1735 году опоры пришлось укреплять железными связями. Постоянная влага, проникавшая через швы купола, отсутствие отопления и естественная усадка вызывали трещины и деформации, требовавшие непрерывных ремонтных работ на протяжении всей истории здания.
Испытания временем и возрождение из руин
В XX веке проблемы усугубились: в 1924 году началось активное разрушение каменного купола. Церковь неоднократно закрывали на реконструкцию, укрепляли стальными конструкциями и бетонными арками. Последние работы были проведены в конце 1930-х годов, но они не смогли спасти шедевр от трагической участи. В феврале 1945 года, в результате бомбардировок Дрездена союзной авиацией, Фрауэнкирхе полностью выгорела и обрушилась. Долгие десятилетия ее руины оставались мемориалом, напоминанием об ужасах войны. Масштабная реконструкция началась только после воссоединения Германии и завершилась торжественным открытием восстановленной церкви в 2005 году.
Георг Бер скончался в Дрездене в 1738 году в возрасте 72 лет от инсульта и был похоронен в церковном склепе. В 2004 году, в знак признания его заслуг, в замке Лауэнштайн, где он когда-то постигал азы ремесла, был установлен памятник этому выдающемуся самоучке, оставившему неизгладимый след в истории архитектуры.
Больше интересных статей здесь: Дизайн.
Источник статьи: Георг Бер.


