
Чарльз Ренни Макинтош намеренно создал проёмы в живой изгороди, окружающей дом, чтобы каждый прохожий мог увидеть и оценить его творение — Хилл-хаус. Этот жест отражает его желание делиться искусством с миром.
Архитектор-визионер

Чарльз Макинтош
Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, ключевая фигура модерна.
С детства увлечённый живописью, он блестяще окончил Школу искусств Глазго.
Вместе с однокурсником Гербертом Макнейром и сёстрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд он сформировал творческое объединение «Глазго четверка», экспериментируя с живописью, дизайном мебели и интерьеров.
Маргарет Макдональд стала не только его соавтором, но и женой в 1900 году. Их творческий союз был неразрывным.
«Я талантлив, а Маргарет великолепна», — так Макинтош отзывался о супруге, которая создавала эскизы для всех его интерьеров.
Заказ века: рождение Хилл-хауса

Hill House, расположенный на холме с видом на залив Ферт-оф-Клайд, был облицован серой штукатуркой по желанию заказчика. Этот дом — не просто здание. Это семейное гнездо, музей, художественный манифест и энциклопедия дизайна в одном лице.
В 1902 году, когда Макинтош получил заказ, он уже был известен в Глазго благодаря Школе искусств и ряду смелых проектов: от оформления церквей и частных домов до дизайна модных чайных. Его работы резко контрастировали с мрачной индустриальной эстетикой города, который современники сравнивали с «Адом Данте».

Гостиная с белыми стенами и южными окнами — самая светлая комната в доме, символ нового подхода.
В этом контексте минималистичные, залитые светом интерьеры Макинтоша с необычной геометрической мебелью произвели эффект разорвавшейся бомбы. Архитектор стал медийной фигурой, предметом сплетен и восхищения.

Столовая, оформленная в тёмном дубе, следует британской традиции, но трактована по-новому.
Философия тотального дизайна
Ещё до Хилл-хауса, ремонтируя собственную квартиру, Макинтош и Маргарет экспериментировали с контрастами, создавая чёрно-белые пространства, разделённые на «мужские» и «женские». Их цель была возвышенной: создать среду, которая облагораживает человека, напоминая о его корнях через стилизованные цветочные и кельтские мотивы в декоре.

«Музыкальный уголок» в гостиной. Картины были бережно восстановлены реставраторами по архивным фотографиям.
«Искусство — цветок. Жизнь — зеленый лист.
Обратите внимание: Дом в стиле лофт в пригороде- фотографии .
Пусть каждому художнику будет позволено создать свой цветок...» — это кредо Макинтоша.
Дизайн светильников в гостиной гармонично перекликается с настенным декором, создавая единое целое.
Соединив плавные линии модерна со строгой геометрией, Макинтош создал уникальный стиль. Его успех на выставке Венского Сецессиона в 1900 году был ошеломляющим — карету с архитектором и его женой несли на руках по улицам.

Фрагмент вестибюля. Стены украшены фирменными квадратными и прямоугольными узорами Макинтоша.
Идеальный клиент и свобода творчества
В викторианской Британии, где гостиные загромождали чучелами и безделушками, аскетичный дизайн Макинтоша казался шокирующим. Некоторые даже сравнивали его интерьеры со средневековой камерой пыток. Заказ на частный дом часто был не просто строительством, а филантропическим и идеологическим жестом.

Макинтош всегда лично проектировал встроенную мебель, обеспечивая абсолютную целостность интерьера.
Таким идеальным клиентом стал шотландский издатель Уолтер Блейки. Он принял новаторский подход Макинтоша — проектирование «изнутри наружу», от функции к форме. Хотя Блейки настаивал на серой штукатурке фасада, он предоставил архитектору невиданную творческую свободу.

Интерьер зала сохранился в первозданном виде до наших дней.
Эта свобода была жизненно важна для Макинтоша, проповедовавшего тотальный дизайн. Он стремился контролировать каждую деталь, вплоть до сорта и длины стеблей цветов в вазе. Hill House задумывался как современный замок, органично вписанный в холмистый пейзаж Хеленсбурга.

Полный вид на спальню мистера и миссис Блейки демонстрирует гармонию пространства.
Внутренняя вселенная дома

Комод и гардероб в главной спальне были созданы по оригинальным эскизам Макинтоша.
Внешне аскетичный и монументальный, дом отсылает к шотландскому барокко узкими окнами-бойницами и башенками. Но внутри раскрывается сложный замысел архитектора, построенный на контрастах: от темноты библиотеки до ослепительной белизны гостиной.

Гардероб в главной спальне — образец фирменного стиля Макинтоша.
Тема взаимодействия мужского и женского начал, плавного перехода от общественных к приватным зонам, проходит через весь дом, как стебель, оплетённый цветочными узорами Маргарет.

В главной спальне впечатляют высокие сводчатые потолки, создающие ощущение простора.
Дизайн мебели для Hill House отличается строгой геометрией. Знаменитый стул с высокой спинкой, созданный специально для этого проекта, стал иконой дизайна и переиздаётся до сих пор.

Легендарный стул Макинтоша с высокой спинкой в спальне. Эта модель, рождённая для Hill House, обрела мировую славу.
Макинтош был непреклонен в вопросах эстетики, диктуя клиентам даже такие мелочи, как аранжировка цветов. Эта принципиальность определила и его дальнейшую судьбу.

Для спальни архитектор спроектировал уникальный камин с металлической дверцей, сочетающий функциональность и искусство.
Закат карьеры и наследие
После Хилл-хауса Макинтош создал ещё несколько значимых работ, но ни в одной из них его стиль не раскрылся так полно. Избалованный свободой, которую дал ему Блейки, он не желал идти на компромиссы с другими заказчиками. Через десятилетие он фактически оставил архитектуру.
До своей смерти в 1928 году Макинтош посвятил себя живописи, оставив миру серию утончённых цветочных акварелей. Но его главным памятником навсегда остался Hill House — дом-манифест, где каждый элемент, от фасада до вазы, рассказывает историю гения, не желавшего идти на уступки.

Зеркало-комод в главной спальне. Примечательно, что ванная комната в доме была оснащена по последнему слову техники начала XX века, включая душ.
Больше интересных статей здесь: Интерьер.
Источник статьи: Известный архитектор построил за свою жизнь не более десятка зданий Одно из них — Хилл-хаус, частный дом в пригороде Глазго.

