Истоки и развитие ковроделия в Средней Азии: от древних курганов до средневековых дворцов

Точная дата зарождения искусства ковроделия у народов Средней Азии остается загадкой для историков. Для её разгадки ученые опираются на два ключевых типа источников: материальные свидетельства, добытые археологами, и письменные упоминания в древних хрониках. Археологические находки проливают свет на глубокую древность этого ремесла. Во время раскопок в Хорезме, а также на Алтае и в Монголии, в погребальных курганах, датируемых первыми веками до и после нашей эры, были обнаружены фрагменты ворсовых ковров. Интересно, что узоры на коврах из Пазырыкских и Ноинулинских курганов указывают на их переднеазиатское происхождение, в то время как изделия, найденные в Хорезме, имеют явно местные корни. Эти открытия позволяют предположить, что искусство создания ворсовых ковров было знакомо древним кочевым народам региона — скифо-сарматским племенам и другим этническим группам.

Свидетельства древних хроник

Второй пласт информации предоставляет историческая литература. Раннюю историю Средней Азии описывали греческие, римские и китайские авторы, а с X века — арабские и персидские летописцы. Античные источники, включая труды Плиния Старшего (I век н.э.), содержат упоминания о ковроделии у народов этого региона. Китайские хроники V–VII веков сообщают о ввозе ковров в Китай из таких центров Средней и Центральной Азии, как Кашгар, Хотан и Кабул. В «Истории династии Тан» (VII век) есть прямое указание: «Во владениях Бо-цы-сы жители ткут шёлковые и шерстяные материи и разноцветные ковры».

Обратите внимание: История преображения одной спальни.

Расцвет ремесла в средневековье

Арабо-персидская литература VII–XI веков (труды ат-Табари, Наршахи, аль-Макдиси, «Худуд ал-алам») подробно рассказывает о развитии ковроделия не только в Средней Азии, но и в Хорасане и на севере Афганистана. В этих источниках встречаются данные об экспорте ковровых изделий: напольных покрытий из Бухары, молитвенных ковриков из Таша и разнообразных ковров из Хорезма. Хотя прямых указаний на ковроделие у древних тюркских племен, активно осваивавших регион в раннем средневековье, нет, имеются сведения об использовании ковров в их быту.

Анализ исторических документов, описывающих торговые пути, позволяет сделать вывод, что в XI–XII веках ковроткачество было уже высокоразвитым и массовым ремеслом среди местного населения. Это подтверждается, например, сообщениями арабского географа Ибн Саида (XIII век) о производстве ковров малоазиатскими туркменами. Знаменитый путешественник Марко Поло в своих записках того же века также отмечал: «Туркмены занимаются скотоводством и выделывают тут, знаете, самые тонкие и красивые ковры».

Ковры как символ статуса и роскоши

В восточных хрониках XIV–XVIII веков часто встречаются упоминания о ворсовых коврах, украшавших жилища знати и правителей. Особенно много свидетельств осталось о роскошных коврах, которые покрывали полы во дворцах великого завоевателя Тамерлана (Тимура), что зафиксировано, в частности, в дневнике испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо.

Больше интересных статей здесь: Дизайн.

Источник статьи: История ковроделия народов Средней Азии.