Новая Андская архитектура: как Фредди Мамани раскрасил боливийский Эль-Альто

Архитектор Фредди Мамани, вдохновляясь древними корнями и яркими народными традициями, создал уникальный стиль, который преобразил облик боливийского города Эль-Альто. Его здания, наполненные цветом и символами, стали настоящим культурным манифестом, бросающим вызов монохромности высокогорного ландшафта.

Цвет против монохромности

Эль-Альто, расположенный на высоте около 4000 метров, долгое время воспринимался как «монохромный» город. Суровый альпийский климат и срочная застройка для мигрантов из сельской местности привели к преобладанию однотонных глинобитных построек. Фредди Мамани поставил перед собой амбициозную цель — в течение 18 лет своей практики вносить в городскую среду цвет, радость и индивидуальность, создавая то, что он сам называет «Новой Андской архитектурой».

«Я создал то, что называю новой Андской архитектурой в Эль-Альто», — объясняет Мамани. Его проекты — это не просто эстетика, а способ вернуть городу культурную идентичность, особенно для коренного народа аймара, который составляет значительную часть населения.

Диалог с древностью: наследие Тиуанако

Ключевым источником вдохновения для архитектора стали руины древнего города Тиуанако, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Посещая это место ещё в школьные годы, Мамани был очарован его мощной энергетикой и символикой.

«Моя архитектура включает линии и мотивы из очень древней архитектуры, из имперской столицы Тиуанако», — говорит он. Геометрические фигуры, изображения кондоров, пум, а также отсылки к горам, молниям и цветам — всё это он трансформирует в современные симметричные формы, создавая новый архитектурный язык, укоренённый в истории.

Палитра Анд: цвета тканей аймара

Если формы Мамани заимствует у древних камней, то его смелую палитру он берёт из живой традиции — ярких тканей, которые ткут и носят женщины народа аймара. Сочные синие, зелёные, красные и розовые оттенки щедро покрывают фасады его зданий, превращая их в гигантские полотна народного искусства.

«Мы стараемся использовать цвет, чтобы передать радость жильцам», — отмечает архитектор. Эта радость не ограничивается внешним видом: смелые узоры и цветочные мотивы продолжаются в интерьерах, формируя потолочные плиты и капители колонн.

Архитектура для сообщества: многофункциональные здания

Проекты Мамани — это не просто арт-объекты, а социально ориентированные пространства. Типичное здание имеет чёткую структуру: первые этажи отданы под магазины, выше расположены просторные залы для общественных мероприятий и семейных праздников, затем идут квартиры, а на самом верху часто обустраивается «чолет» — пентхаус, название которого образовано от слов «чола» (женщина в широкой юбке) и «шале».

Особую атмосферу в интерьерах создаёт сложная система освещения: от 2000 до 3000 одноцветных ламп и несколько крупных люстр в каждом зале. Всё это вместе создаёт ощущение непрерывного праздника.

Ручная работа и культурный статус

Реализация проектов — это кропотливый ручной труд. Мамани начинает с эскизов, а затем тесно сотрудничает с художниками и ремесленниками, которые с детства владеют техниками лепки и росписи. Все цвета наносятся вручную кистями, что придаёт каждому зданию уникальность.

Уже построенные 70 зданий в Эль-Альто и более 100 по всей Боливии стали не только домами, но и символами статуса для местных жителей, в основном народа аймара. «Они хотят выразить свою культуру и самобытность через эти здания, но в последние годы они также демонстрируют экономическую мощь», — поясняет Мамани.

Влияние и наследие

Успех и узнаваемость стиля Мамани привели к появлению подражателей среди других строителей, которые начали использовать цвет в фасадах. Однако архитектор относится к этому философски: «Меня не беспокоит, что они копируют меня, я верю, что это действительно делает город лучше в целом».

«Новая Андская архитектура» вышла за пределы Боливии, привлекая внимание мировой общественности и туристов в Эль-Альто, способствуя развитию местной экономики.

Архитектура Мамани — блестящий пример того, как можно соединить этническое наследие с современной городской средой. Это самобытно, смело и откровенно. В России, например, существует богатейшая история деревянного зодчества, но нам ещё только предстоит расшифровать его код и органично вплести в ткань современной архитектуры.

С уважением, anriart

Наш сайт в VK

Стоит еще зайти сюда: Дизайн.

Источник статьи: Секреты мастеров. Боливия и архитектура Фредди Мамани.