Провокационные школьные уроки толерантности: как формальное выполнение указаний приводит к наказанию учителей

Современная школа перегружена многочисленными указаниями и рекомендациями от вышестоящих органов о проведении тематических уроков и мероприятий. В конце ноября традиционно отмечается несколько дат, на которые обращается особое внимание:

Ноябрьские памятные даты в школьном календаре

Среди них — День народного единства (4 ноября), Международный день толерантности (16 ноября) и День матери (28 ноября). Каждая из этих дат требует от педагогов организации соответствующих классных часов и воспитательных мероприятий.

Данный материал посвящён анализу того, как в школах реализуется Международный день толерантности, отмечаемый 16 ноября.

Это событие обязательно фиксируется в планах воспитательной работы образовательных учреждений:

Фрагмент школьного плана работы

Формализм в проведении уроков

На классных часах учителя, следуя указаниям, вынуждены говорить с детьми об этом дне. Часто занятия сводятся к рисованию: дети раскрашивают прямоугольники разными цветами, из которых в итоге складывается определённый символ — флаг, который автор предпочитает не демонстрировать, связывая его с LGBTQ+-сообществом.

Символика, вызывающая вопросы. Автор ассоциирует её с сообществом, где традиционные представления о гендере размываются.

В качестве альтернативы показывается примерный вид символики:

Изображение с радужным элементом сбоку.

Другими распространёнными активностями являются создание отпечатков разноцветных ладошек на бумаге (как эмблемы толерантности) или сборка цветка из разноцветных бумажных лепестков. Эти элементы автор готов продемонстрировать:

Критика содержания и методов

Вся эта деятельность, по мнению автора, обладает приторной, слащавой и тошнотворной эстетикой, излишне пёстрой и навязчивой. Подобные практики рассматриваются как часть "окна Овертона" — теории о постепенном изменении границ общественного восприятия.

Возникает закономерный вопрос: действительно ли чиновники верят, что такие методы способны воспитать в детях настоящую терпимость?

Автор выражает уверенность, что истинная цель внедрения этого праздника — не столько воспитание уважения к разным национальностям, сколько продвижение терпимости к нетрадиционным сексуальным ориентациям, что вызывает у него резкое неприятие.

Иллюстрация процесса формирования толерантности из поисковой системы Яндекс.

Радужная символика, по наблюдениям автора, проникает повсюду, в том числе и в учебные материалы:

Реальные последствия для школ

Ярким примером рисков стала ситуация в городе Лабытнанги (*ссылка на статью в Коммерсанте в комментариях). Там педагоги, следуя рекомендациям, допустили демонстрацию на слайде того самого спорного флага, который, как оказалось, законодательно запрещено показывать несовершеннолетним.

Ответственность легла на плечи исполнителей

В результате проверки к дисциплинарной и, возможно, юридической ответственности были привлечены директор, завуч и учителя. Как именно прокуратура выявила нарушение, остаётся загадкой, но у автора есть предположение.

В эпоху тотальной цифровизации и отчётности любое мероприятие обязательно фотографируют и размещают на школьных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах. Вероятно, именно так компрометирующие материалы и попали в поле зрения надзорных органов.

Автор даёт жёсткую оценку: "Бараны."

Главный вывод: отказ от слепого следования указаниям

Основная мысль заключается в том, что не стоило бездумно выполнять распоряжения о пропаганде толерантности в предложенном формате. Дистанция между уроками терпимости и демонстрацией символики нетрадиционных сообществ на практике оказывается крайне малой.

Не стоило также и публиковать фотоотчёты. Даже если дети сидели спиной к камере, цифровой след необратим. Автор проводит параллель: если при проведении урока о Дне Победы в фильме мелькнёт фашистская символика, педагогов могут привлечь уже за пропаганду нацизма. Современное законодательство трактуется очень широко.

Прокуратуру вряд ли интересуют оправдания учителей о том, что они лишь выполняли указания сверху.

Призыв к игнорированию формальных рекомендаций

Отсюда следует радикальный совет: все письма из вышестоящих организаций с рекомендациями провести тот или иной тематический урок следует отправлять прямиком в мусорную корзину.

Если чиновникам это так нужно, пусть проводят мероприятия сами.

Неравное распределение ответственности

Ведь в случае любого инцидента виноватыми окажутся исключительно школа и конкретные учителя, а не те, кто спустил эти распоряжения.

Предостережение на будущее

Автор также предупреждает коллег быть предельно осторожными с предстоящими новогодними праздниками. В интернете распространяется новый рекламный ролик из Норвегии, где Санта-Клаус представлен в "нетрадиционном" образе, что может стать новой ловушкой для педагогов.

Спасибо за внимание.

#школьное образование

#пропаганда

#толерантность

#окно овертона

#день терпил

Еще по теме здесь: Окна.

Источник: Цветная сладко-тошнотворная цифровизация урока привела к наказанию школы. в помойку все письма с рекомендациями от чиновников.