
Офис SOMA Lounge в Сеуле. Проект Studio BYO.
Взаимодействие света и архитектуры: новый стандарт проектирования
Сегодня рынок светотехники предлагает огромное разнообразие моделей, но часто выбор ограничивается лишь внешними параметрами: дизайном, цветом или фактурой. Такой поверхностный подход постепенно уходит в прошлое. Современные специалисты по световому дизайну утверждают, что в первую очередь необходимо проектировать саму световую среду, а уже затем подбирать подходящие для её реализации приборы. Это комплексный процесс, который учитывает множество факторов: от функциональных сценариев использования помещения и особенностей отделки до привычек будущих пользователей, географического расположения объекта и уровня естественной инсоляции.

Светильник Infinito по дизайну Давила Гроппи — это тонкая лента из нержавеющей стали (шириной всего 18 мм), которая «разрезает» пространство и создает непрямой свет.
К сожалению, на практике до сих пор преобладает устаревшая схема: сначала выбираются светильники, а световая картина формируется стихийно. Это приводит к типичным ошибкам: созданию избыточного или недостаточного освещения, утрате индивидуальности пространства и отсутствию акцентов на ключевых элементах интерьера. Решением является привлечение светодизайнера к проекту на самых ранних стадиях, когда можно заложить правильные световые сценарии.

Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Полины Афонской.
Актуальные тренды в светодизайне
1. Отказ от примитивного расчета освещенности
Традиционная оценка проекта по формальным показателям в люксах сегодня считается устаревшей. Такой инженерный расчет часто служит лишь подтверждением уже принятых дизайнерских решений. Современный подход рассматривает свет не как утилитарный инструмент для борьбы с темнотой, а как мощное средство художественной выразительности. Он способен формировать настроение, визуально менять геометрию пространства, расставлять акценты и маскировать недостатки. В этом контексте расчет освещенности становится лишь одним из этапов работы, а не её конечной целью.

Светильники Nuvola, VGnewtrend
2. Системы управления освещением
Истинный потенциал света раскрывается только в сочетании с интеллектуальными системами управления. Представьте большую гостиную, объединяющую несколько зон: для обедов, отдыха и демонстрации картин. Управление всем этим пространством с одного выключателя делает его статичным и неудобным. Современные системы позволяют создавать индивидуальные световые сценарии для разных ситуаций: романтического вечера, просмотра фильма, приема гостей или уборки. Это дает пользователю возможность мгновенно трансформировать атмосферу помещения без физических изменений.

Студия в Мадриде.
Обратите внимание: 20 главных трендов в дизайне интерьера в 2018 году- фотографии .
Проект Husos Arquitectos.
Квартира в Перми, проект Point
3. «Сокрытие» световых решений из поля зрения
Современные светильники стремятся к минимализму и незаметности. Дизайнеры все чаще прячут источники света, используя миниатюрные встроенные потолочные споты или скрытый контурный монтаж. Даже декоративные модели теперь выполняются в компактных размерах, чтобы не перегружать интерьер визуально. Это позволяет сосредоточить внимание на эффекте, который создает свет, а не на самом приборе.


Квартира в Тюмени, проект Сергея Эмиха.
4. Универсальность освещения
В жилых интерьерах на смену узкоспециализированному освещению (либо слишком интимному, либо чрезмерно яркому) приходит концепция универсальности. Свет должен быть адаптивным и подстраиваться под различные жизненные ситуации: обеспечивать яркость для работы или уборки, создавать мягкую атмосферу для ужина или настраивать на расслабление вечером. Такой многофункциональный подход гарантирует комфорт в любое время суток.
5. Свет для впечатлений
В общественных пространствах — ресторанах, музеях, галереях — свет становится ключевым инструментом для создания эмоций и управления вниманием. Здесь в ход идут сложные художественные приемы: игра отражений, каустические узоры, проекции (гобо) и цветные акценты. Эти решения направлены на то, чтобы усилить впечатление посетителя от пребывания в пространстве и создать запоминающийся опыт.

Световая инсталляция Олафура Элиассона The Weather Project.
6. Учет естественного света и биоритмов
Человеческий организм тысячелетиями эволюционировал в условиях естественного дневного света. Передовой светодизайн учитывает эту связь, предлагая решения, синхронизированные с циркадными ритмами человека. Например, утренний свет должен быть интенсивным и холодным, чтобы способствовать пробуждению и активности, а вечерний — теплым и приглушенным, чтобы подготовить тело ко сну. Этот принцип особенно важен для офисов и жилых помещений, где люди проводят большую часть дня.

Квартира в Минске. Проект Анны Шевцовой.
7. Борьба со световым загрязнением
Жители мегаполисов все чаще сталкиваются с проблемой избыточного искусственного освещения, которое нарушает естественные циклы темноты. Это имеет негативные последствия как для экологии (например, сбивая с пути перелетных птиц), так и для здоровья человека. В ответ формируется тренд на создание «зон темноты» в городской среде и активное использование светонепроницаемых штор в спальнях. Важно соблюдать световую гигиену: после 21:00 избегать яркого холодного света, отдавая предпочтение теплому и приглушенному освещению.

Проект Elements Studio.
Устаревшие подходы в освещении
Наряду с новыми трендами, стоит отметить подходы, которые сегодня воспринимаются как архаичные:
выбор светильников, основанный исключительно на их внешней форме или экстравагантности, без анализа создаваемой ими световой среды;
применение в жилых интерьерах типовых офисных светильников с матовыми рассеивателями, которые выглядят чужеродно и создают безликое освещение;
игнорирование возможностей систем управления, что лишает пространство динамики, гибкости и удобства использования.

Больше интересных статей здесь: Интерьер.
