Строительство Беломорско-Балтийского канала – это одна из самых смелых задумок Сталина, которая была реализована в рекордно быстрые сроки. Однако долгие годы никто и не догадывался, что за этим грандиозным проектом стоял невероятно тяжелый труд заключенных.
Кому изначально принадлежала идея строительства Беломорканала?
Построить канал, который будет соединять Белое море и Онежское озеро, хотел еще Петр I в то время, когда шла Северная война. Однако замысел воплотить в жизнь ему так и не удалось. В 19 веке о строительстве канала вспомнили вновь. В течение 100 лет было разработано 4 проекта, но ни один из них реализован не был. Строительство канала предполагало очень большие затраты. Поэтому оно постоянно откладывалось.
Почему Сталин решил, что построить Беломорканал необходимо?
Беломорканал был нужен преимущественно для перестраховки. Сталин считал, что в случае войны с Финляндией, по новому водному пути можно будет перевозить грузы из Балтийского в Белое, а затем и в Баренцево море. С помощью железнодорожного транспорта этого сделать было нельзя. Поэтому идея строительства канала казалась Сталину очень удачной. Решение о возведении этого гидротехнического сооружения правительство приняло в 1930 году, а через год уже были готовы первые эскизы. В конце 1931 года началась стройка, несмотря на то, что окончательно Сталин утвердил проект в 1932 году.
Стройка века
Строительство Беломорканала пришлось на период первой пятилетки. Об этом проекте знали все, поскольку он в то время активно пропагандировался. Были выпущены даже знаменитые папиросы «Беломор» с изображением схематической карты «стройки века».
Сталин поставил практически невыполнимую задачу. Он хотел, чтобы канал был построен в максимально быстрые сроки. Однако денег на этот проект выделено практически не было. Поэтому правительство решило, что никакая специальная техника при возведении столь сложного сооружения не нужна. Строители использовали только примитивные орудия труда: лопаты, ломы, тачки, кирки. Фактически вся работа велась вручную. Вместо дорогих и качественных строительных материалов рабочие использовали то, что всегда можно было найти в местном лесу или болоте: торф, дерево, камень, песок.
На рабочей силе советская власть также решила сэкономить. Поэтому на стройку направили более 100 тысяч заключенных. В основном это были люди, осужденные по политическим статьям, закоренелые воры и раскулаченные «лишенцы». Правительство объявило прессе и общественности, что все преступники подлежат перевоспитанию при помощи тяжелого физического труда.
Поэтому их обязательно нужно было отправить на стройку нового объекта, которая на самом деле являлась настоящей каторгой. Для того, чтобы подчеркнуть важность работы заключенных, их стали называть каналоармейцами (по аналогии с красноармейцами). Именно тогда и появился термин «зэк», который расшифровывался как « заключенный каналоармеец».
Лагерь смерти
Условий для жизни и работы для «зэков» на стройке Беломорканала практически никаких не было. Малая часть каналоармейцев жила в бараках и землянках, построенных на скорую руку. Многие рабочие спали в хлипких палатках и шалашах, которые они сами складывали из бревен и веток. Нередко случалось и такое, что заключенные спали прямо на снегу.
Кормили строителей крайне скудно. В день каждому заключенному выдавалось всего 500 граммов хлеба и невкусная похлебка из морских водорослей. Причем те, кто не выполнял дневную рабочую норму, получал половину этого пайка.
Аррестанты работали практически круглосуточно, без перерывов на отдых. За малейшее нарушение дисциплины администрация строго наказывала. Провинившемуся «зэку» могли продлить срок заключения. Отличившихся каналоармейцев всячески поощряли: им полагались более хорошие пайки, а также гарантировалось досрочное освобождение либо сокращение срока заключения. Однако ударников труда было крайне мало. Более того, из-за голода, холода и болезней заключенные массово умирали. За 20 месяцев работы на стройке канала умерло более 12 тысяч человек.
Для того, чтобы люди не падали духом и продолжали усиленно трудиться, проводились различные культурные мероприятия. Выпускалась газета «Перековка», которая была на каждом участке своя. Также ставились различные театральные постановки. А на берегу, неподалеку от стройки, играл оркестр. Считалось, что все это должно было вдохновлять рабочих на трудовые подвиги.
«Бессмысленный и никому не нужный»
В 1933 году строительство Беломорканала было завершено. Ему присвоили имя И.В. Сталина. Вскоре вождь сам лично приехал на объект для того, чтобы оценить качество проделанной работы. Однако канал показался ему слишком мелким и узким. Сталин даже назвал его «бессмысленным и никому не нужным». Но, несмотря на это, было проведено официальное открытие нового водного пути. На него было приглашено 120 известных литературных деятелей.
В их задачу входило написать о самой величайшей стройке 20 века. В 1934 году была выпущена книга о Беломоро-Балтийском канале. Над ней работали 36 авторов, среди которых были М.Зощенко, А.Толстой, А. Горький. В книге была представлена история строительства канала. Но, естественно, в ней ничего не было сказано о каторжном труде, голоде, болезнях и массовой гибели заключенных.
Правда о «стройке на костях» открылась в эпоху гласности. Сейчас Беломорканал является маршрутом для туристических судов. На его берегах расположены скульптуры с изображением погибших каналоармейцев.