Вилла Николини: Как Хуан Пабло Молино вдохнул новую жизнь в заброшенный шедевр на берегу Неаполитанского залива


Вилла Николини, словно парящая над водами Неаполитанского залива, представляет собой захватывающее дух зрелище. На фоне огней Неаполя и силуэта Везувия ее фасад, окрашенный в классический «неаполитанский желтый», выглядит особенно эффектно. В цокольном этаже, помимо служебных помещений, расположились бар с музыкальной комнатой и спа-зона.

История виллы и вызов для декоратора

Виллы в Сорренто славятся своими видами, и Вилла Николини, застывшая на краю скалы, — одна из самых удачливых в этой «конкурентной борьбе». Построенная в конце 1920-х годов для скульптора Джованни Николини, она долгие десятилетия пребывала в забвении, скрываясь в тени разросшегося сада. Новые владельцы, решившие вернуть ей былое величие, без колебаний пригласили для этой задачи знаменитого декоратора-максималиста Хуана Пабло Молино.


Стены одной из гостевых комнат украшает фактурный лиственный узор, а на полу лежит роскошный шелковый ковер. Интерьер дополняют резное итальянское кресло XVIII века и парные деревянные геридоны с уникальными лампами на окаменелых раковинах наутилусов.

Философия восстановления: не копировать, а вдохновляться

Эклектичная архитектура виллы, в которой смешались ар-деко и отсылки к помпейским виллам, предоставила Молино огромное поле для творчества. От оригинальной отделки почти ничего не осталось, кроме плиточных полов. «Работая с историческими зданиями, я всегда начинаю с изучения первоначальных чертежей, чтобы понять замысел архитектора, — объясняет декоратор. — Но если интерьеры утрачены, я не стремлюсь к их точному воссозданию. Моя цель — вернуть дому ощущение утонченности и величия, адаптировав его под современный уровень комфорта и потребности семьи, которая будет здесь жить».


Запущенный сад был полностью перепланирован Хуаном Пабло Молино в регулярном, упорядоченном стиле, что подчеркнуло архитектурную гармонию виллы.

Революция в планировке

Изначальная планировка, ориентированная на сад, не соответствовала великолепию морского фасада. Молино кардинально изменил концепцию, развернув главную ось дома на 180 градусов. Теперь парадный вход расположен под аркадами, выходящими на террасу. Эта терраса, выложенная черно-белым мрамором, задает тон классической гармонии всему зданию. Поднявшись по мраморной лестнице, гости попадают в поразительную ротонду-библиотеку, оформленную как грот. Отсюда три двери ведут в гостиную, столовую и галерею к жилым помещениям.


Стены библиотеки-ротонды облицованы вощеными резными деревянными панелями с орнаментом в стиле «гротто», отсылающим к павильонам эпохи рококо. Через распахнутые двери видна гостиная. Современный бюст, составленный из раковин в духе Арчимбольдо, добавляет интерьеру игривости.

Создавая новые интерьеры, Молино мысленно встал на место оригинального архитектора Алессандро Лимонелли, который в 1920-х переосмыслил римские традиции. Задачей декоратора было дать этому наследию современное прочтение.


Главная гостиная. Рисунок шелкового ковра напоминает морскую рябь. Плинтус искусно расписан под мрамор, а роспись стен имитирует старинную технику сграффито. Зеркало в массивной барочной раме завершает композицию.

Баланс между величием и уютом

«В таком проекте важно соблюдать меру, — улыбается Молино. — Представьте: головокружительные виды, вилла, парящая между морем и небом, и дворцовые интерьеры внутри — можно потерять голову! Я соединил разные стили, но в их модернизированной версии. Это больше подходит для семейного дома у моря, а не для официальной резиденции».


Фрагмент главной спальни. Роспись стен создает иллюзию каменной кладки и драпировок в теплых охристых тонах. Рекамье российского производства XIX века добавляет исторический шарм. «Великолепные виды и дворцовые интерьеры — у вас бы закружилась голова!» — повторяет декоратор.

Диалог с античностью и морем


В столовой на консолях выставлены керамические тарелки Пабло Пикассо. Роспись стен использует античные мотивы: меандр, стилизованные волны, листья аканта и летучие рыбы. Наборный паркет — дань уважения русской классике, одному из вечных источников вдохновения Молино.

Отдавая дань античности, Хуан Пабло Молино обратился к более широкому контексту средиземноморской культуры. Римские и греческие орнаменты, помпейские фрески, стилизованные изображения морских обитателей, искусная имитация мрамора и тканей — все это создает легкую, курортную атмосферу, несмотря на присутствие антикварной мебели и искусства. «Я вообразил, что здесь живет семья, чья история на протяжении веков связана с морем, — делится декоратор. — Путешественники, первооткрыватели, судовладельцы, которые собирали в своем доме диковинки со всего света».


Стены гостевой спальни расписаны по штукатурке. Резная золоченая «корона» балдахина итальянской работы XVIII века соседствует с тумбами и изголовьем, обтянутыми бархатом от Sabina Fay Braxton.

Чувство места: от римского бассейна до грота

Чувство места — ключевой принцип в работе Молино. Неожиданная находка — древнеримский бассейн, высеченный в гроте у подножия скалы, — вдохновила на использование римской мозаики и бронзовой мебели в отделке спа-зоны в цоколе. «Я представил себе, что здесь живет семья, веками связанная с морем», — говорит декоратор.


Высеченная в скале лестница ведет в грот с выходом к морю. В одной из его ниш сохранился античный бассейн, вырубленный прямо в камне.

Мириады морских существ, «застывших» в резьбе библиотеки-ротонды, — это современная интерпретация гротескных павильонов эпохи рококо, которые, в свою очередь, наследовали античным традициям. Интересно, что римское прошлое едва не затормозило проект: власти на три года приостановили работы для археологических изысканий. Но разве такие трудности могут остановить настоящего художника на пути к созданию нового шедевра?


Ванная комната при главной спальне отделана мрамором и мозаикой, навевающей воспоминания о полах древнеримских вилл.

Больше интересных статей здесь: Интерьер.

Источник статьи: Поддавшись очарованию заброшенной виллы на берегу Неаполитанского залива, декоратор Хуан Пабло Молино написал свою историю античности в ее интерьерах.