Забесовление общества: духовный кризис как корень трагедий

Трагедия в Казани вновь заставила общество искать ответы на извечные вопросы: кто виноват и что делать? Власти, как часто бывает, предлагают технические решения: ужесточить правила оборота оружия и усилить охрану школ. Однако, стоит задаться вопросом: действительно ли проблема заключается в доступе к оружию или в физической безопасности объектов? История показывает, что это не так. В дореволюционной России оружие было в свободной продаже, но массовых расстрелов «для забавы» не происходило. В советское время оружие было под строгим запретом, а школы охраняли лишь вахтёры, и подобных кошмаров тоже не случалось. Значит, корень зла лежит глубже.
Фёдор Достоевский, гениальный диагност человеческой души, предупреждал нас в своих романах. Его герои размышляли: если Бога нет, то всё дозволено. Писатель раскрывал инфернальные глубины «бесовства», зарождающегося в душе. Он же отмечал, что страшнее самих преступлений — привычка к ним. Эта привычка формируется у современных детей с пелёнок, когда на них обрушивается поток насилия, жестокости и растления с экранов телевизоров и мониторов.

Духовная пустота как питательная среда для зла

Так в чём же истинная причина? Как говорил профессор Преображенский, разруха начинается в головах. Что творилось в сознании казанского стрелка? Он называл себя «богом», заявлял об одиночестве в этом мире, ненавидел жизнь. Его психика была явно повреждена, но он — лишь крайнее проявление общей болезни. Тысячи молодых людей гибнут от наркотиков, становятся подписчиками «клубов самоубийц». У них есть семьи, кров, материальный достаток. Чего же им не хватает?
Им не хватает души. Современное воспитание часто сосредоточено на теле: комфорт, развлечения, потребление. Но душу забывают. В неё не закладывают любовь, тепло, свет и высокие мечты — не о банальном обогащении или популярности, а о чём-то вечном и прекрасном, что животворит и ведёт вперёд.
Раньше жизнь была пронизана иным духом. Люди собирались семьями за столом, пели песни. Когда душа поёт — она жива. А душа, отравленная примитивной поп-культурой, искорёжена и не может петь. Телевидение и медиа лишь усугубляют проблему, превращая маньяков и преступников в медийных персонажей, героев ток-шоу и сериалов. Для неустойчивой психики это становится призывом к действию, способом «прославиться».

Воспитание «маленьких божков» и вседозволенность

Поведение стрелка в Казани напоминало сценарий компьютерной игры: он шёл на «подвиг» весело, приветствуя прохожих. Для многих «геймеров» грань между виртуальным миром, где ты «мочишь» врагов, и реальностью начинает стираться.
Корень проблемы — в воспитании. Современная педагогическая парадигма часто культивирует в ребёнке эгоцентричного «маленького бога», у которого есть только права и никаких обязанностей. Учителю запрещено применять санкции, чтобы не «травмировать» детскую психику. В результате в классе царят вседозволенность и глумление. Лев Толстой считал, что первая ступень к психическому расстройству — это эгоизм. Воспитывая детей жестокими эгоцентриками-потребителями, мы сеем ветер и пожинаем бурю агрессии.
Казанскому стрелку было 19 лет, но ментально многие современные молодые люди остаются инфантилами. Взрослость начинается с ответственности, а не с проживания для собственного «кайфа» за чужой счёт.

Системные просчёты и путь к исцелению

Отдельно стоит вопрос к системе. Как 18-летний юноша с публичными призывами к насилию в соцсетях получил разрешение на оружие? Почему правоохранительные органы, бдительно следящие за «реабилитацией нацизма» в интернете, проигнорировали откровенные угрозы?
Ответы на трагедию не должны сводиться к превращению школ в «режимные объекты». Ребёнок, растущий в атмосфере постоянной угрозы и запугивания, не станет психически здоровее. Меры безопасности должны быть направлены против преступников, а не против потенциальных жертв.
Что же необходимо для истинной безопасности?
Во-первых, общее оздоровление общественной атмосферы. Требуется «зачистка» информационного и культурного пространства от пропаганды насилия, жестокости и вседозволенности. Культуре нужны положительные примеры, воспевающие честь, доброту, веру и мужество.
Во-вторых, жёсткая и эффективная борьба с преступностью. Не детей нужно изолировать, а преступников. Необходимо предотвращать угрозы: жёстко контролировать миграционные потоки (учитывая статистику преступлений), беспощадно бороться с наркоторговлей, исключая возможность для маньяков и террористов оказаться на свободе.
Исцеление общества начинается не с колючей проволоки вокруг школ, а с врачевания душ, с возвращения смыслов, духовности и ответственности. Без этого любые технические меры будут подобны пластырю на глубокой ране.

https://www.chitalnya.ru/work/3088005/

Другие статьи автора

Уничтоженные как класс. Памяти раскулаченных крестьян. Ел.Семёнова

Семь лет. О не-людях и не-войне. Ел.Семёнова (частное мнение)

Под девизом “зато!” Елена Семёнова (частное мнение)

О цене Слова и дисциплине. Елена Семёнова

Что же делать? Ч 3. Или 12 шагов к возрождению

Тактика активного "партизанства". Елена Семёнова

Игра "найди белогвардейца!"

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, комментируйте... и вам воздастся!

Если вы нашли в наших материалах нечто для себя интересное или важное для общества, не держите это в себе, а делитесь с посетителями соцсетей и любых порталов, где вы представлены.

Больше интересных статей здесь: Окна.

Источник статьи: Забесовление общества: что делать. Елена Семёнова.