Эта история — наглядный пример того, как не стоит работать с клиентами. Прочитайте её внимательно, чтобы не повторить моих ошибок.
Соблазнительное начало
Ко мне обратился заказчик с просьбой разработать логотип. В его объявлении был указан бюджет, который даже превышал мои стандартные расценки. Я, естественно, не стала его корректировать в меньшую сторону.
Мы обсудили детали, договорились о сотрудничестве, и я с энтузиазмом приступила к работе.
Бесконечные правки и тревожные звоночки
Первые предложенные варианты ему не подошли. Он прислал пример для вдохновения, я внесла правки — снова не понравилось. Затем последовал довольно странный запрос: вписать в логотип имя владелицы компании. Меня это насторожило, но я решила пойти навстречу.
Сильнее всего раздражала его неопределённость. Он сам не понимал, чего хочет, и постоянно перекладывал ответственность на меня фразами вроде: «Вы же дизайнер, придумайте что-нибудь» или «Можно покрасочнее?» — хотя цвета и так были максимально насыщенными.
Я терпела всё это, потому что клиент пообещал оплатить работу по двойному тарифу за затянувшийся процесс согласования.
Внезапное исчезновение и неприятный сюрприз
В общем, он занимал моё время два дня, а потом просто перестал выходить на связь. Пришлось написать первой:
— Здравствуйте. Выбрали какой-то из вариантов?
— Отправил руководству, но ничего не понравилось. Мы уже нашли другого дизайнера.
Я была в ярости. Как так? Мы два дня работали над его логотипом, а он нашёл кого-то другого? Неужели нельзя было сообщить об этом раньше?
Дальше — больше. Он начал увиливать от оплаты, заявляя, что это не он принимает решения и не он платит.
Пришлось взять себя в руки. Я подумала: «Ладно, ничего страшного, найду другого клиента».
Наглость не знает границ
Каково же было моё удивление, когда через день он снова написал! «Можете сделать ещё один логотип для другой моей компании? Я точно заплачу», — заверил он. Сказать, что я была в шоке, — ничего не сказать.
По теме: Приемы, которые сработали с заказчиками работ.
Я ответила чётко: «Пришлите предоплату, и начнём». Естественно, он снова начал юлить, и на этом наше общение закончилось.Фух, пока всё это вспоминала, снова нахлынули эмоции. Что это за люди такие?
Главные выводы из горького опыта
Какие уроки можно извлечь из этой ситуации?
1. Никогда не работайте без предоплаты. Это базовое правило, которое страхует вас от недобросовестных клиентов.
2. Чётко прописывайте условия. Сразу оговаривайте, сколько правок входит в стоимость. Если клиенту потребуется больше, это должно быть за отдельную плату. Иначе процесс может длиться бесконечно.
3. Берегите свои нервы и время. Умейте распознавать «токсичных» заказчиков на раннем этапе и не бойтесь отказываться от сотрудничества, если чувствуете неладное.
Стоит еще зайти сюда: Дизайн.
Источник статьи: Как меня кинул заказчик. .


